Обучение русскому речевому общению

Курс разработан Институтом Пушкина при поддержке Минобрнауки РФ и Департамента образования города Москвы

Авторы курса

Кулибина Наталья Владимировна – профессор, доктор педагогических наук, начальник научно-методического отдела по русскому языку. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, специфика практического курса РКИ; использование художественных текстов в обучении языку (создана авторская методика, защищённая как докторская диссертация в 2001 г.); педагогика и психология чтения; содержание и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности «РКИ и методика его преподавания» как в очных формах, так и с использованием ЭО и ДОТ. Автор более 150 публикаций, в том числе монографии, методические и учебные пособия, научные статьи и учебные материалы в российских и зарубежных издательствах и профессиональной периодике.

Виноградова Наталия Владимировна – закончила факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в 1974 г., работает старшим научным сотрудником научно-методического отдела по русскому языку Института Пушкина. Основное направление научной и преподавательской деятельности – современные образовательные технологии обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе. Педагогический стаж более 40 лет.

Битехтина Наталия Борисовна –  преподаватель русского языка как иностранного, методист, специалист, более 30 лет работающий в данной сфере, разработчик образовательных программ по русскому языку и русскому языку как иностранному для разных контингентов учащихся, автор и соавтор более 90 публикаций, в том числе учебников и учебных пособий по РКИ и методике его преподавания, автор дистанционных курсов по русскому языку и методике преподавания русского языка как иностранного. Старший научный сотрудник научно-методического отдела по русскому языку Института Пушкина. Сфера профессиональных интересов: описание русского языка как иностранного, лингвистический анализ звучащей речи, методика преподавания русского языка как иностранного, разработка дополнительных  образовательных программ по русскому языку, русскому языку как иностранному, профессиональных программ по подготовке и повышению квалификации преподавателей русского языка как иностранного, в т.ч. реализуемых с применением ЭО и ДОТ.

Климова Валентина Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, преподаватель русского языка как иностранного, методист, специалист, более 30 лет работающий в данной сфере, разработчик образовательных программ по русскому языку и русскому языку как иностранному для разных контингентов учащихся, автор и соавтор более 40 публикаций, в том числе учебников и учебных пособий по РКИ и методике его преподавания, автор дистанционных курсов по русскому языку и методике преподавания русского языка как иностранного. Заместитель начальника научно-методического отдела по русскому языку Института Пушкина. Сфера профессиональных интересов: описание русского языка как иностранного, лингвистический анализ звучащей речи, методика преподавания русского языка как иностранного, разработка дополнительных  образовательных программ по русскому языку, русскому языку как иностранному, профессиональных программ по подготовке и повышению квалификации преподавателей русского языка как иностранного, в т.ч. реализуемых с применением ЭО и ДОТ.

 

О курсе

Курс будет интересен и полезен тем, кто хочет научиться применять теоретические знания по русскому языку в повседневном общении. Его цель связана с обучением порождению и восприятию устных и письменных текстов.

Курс состоит из трёх модулей.  Первый модуль представляет собой примеры  практических занятий  по методике чтения и понимания художественных текстов.   Второй модуль ориентирован преимущественно на школьников-инофонов и посвящен правильности употребления грамматических форм в речи (на примере категории рода имени существительного). Третий модуль знакомит с интонационными конструкциями русского языка, выражающими основные речевые интенции.

 

Структура курса

1.         Урок чтения с использованием стихотворения А.А. Ахматовой (из цикла "В Царском Селе").

2.         Урок чтения с использованием стихотворения О.Э. Мандельштама "Бессонница. Гомер. Тугие паруса".

3.         Урок чтения с использованием стихотворения Б.Л. Пастернака "Зимняя ночь".

4.         Урок чтения с использованием стихотворения М.И. Цветаевой "Москве".

5.         Род существительных в русском языке.

6.         Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения в русском языке.

7.         Род аббревиатур в русском языке.

8.         Сообщение, утверждение, нейтральный ответ.

9.         Вопрос с вопросительным словом (частный вопрос).

10.       Вопрос без вопросительного слова (общий вопрос).

11.       Просьба и ответ на просьбу (очень вежливая просьба).

12.       Просьба и ответ на просьбу (вопрос или просьба).

13.       Просьба и ответ на просьбу (ответ на просьбу).

 

Целевая аудитория курса

Курс рассчитан на учащихся младшего и среднего школьного возраста

 

Необходимый уровень подготовки

От обучающихся не требуется специальных знаний

 

Длительность курса

42 часа

 

Результаты изучения курса

В результате изучения курса «Обучение русскому речевому общению» слушатели:

•          усвоят модель понимания  (смыслового восприятия) аутентичных художественных текстов;

•          расширят свои представления о самом процессе чтения, о значении чтения для формирования личности человека;

•          научатся правильному использованию грамматических форм (на примере категории рода имени существительного) как важной составляющей речевой культуры человека и успешного общения;

•          познакомятся с ролью интонации в выражении основных речевых интенций;

•          выработают навыки различения на слух и произнесения высказываний с интонационными конструкциями, реализующими такие коммуникативные значения, как сообщение, общий и частный вопрос, просьба, согласие, отказ, нейтральный ответ и др.

Tags:

Course options