Обучение русскому речевому общению
Курс разработан Институтом Пушкина при поддержке Минобрнауки РФ и Департамента образования города Москвы
Авторы курса
Кулибина Наталья Владимировна – профессор, доктор педагогических наук, начальник научно-методического отдела по русскому языку. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, специфика практического курса РКИ; использование художественных текстов в обучении языку (создана авторская методика, защищённая как докторская диссертация в 2001 г.); педагогика и психология чтения; содержание и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности «РКИ и методика его преподавания» как в очных формах, так и с использованием ЭО и ДОТ. Автор более 150 публикаций, в том числе монографии, методические и учебные пособия, научные статьи и учебные материалы в российских и зарубежных издательствах и профессиональной периодике.
Виноградова Наталия Владимировна – закончила факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в 1974 г., работает старшим научным сотрудником научно-методического отдела по русскому языку Института Пушкина. Основное направление научной и преподавательской деятельности – современные образовательные технологии обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе. Педагогический стаж более 40 лет.
Битехтина Наталия Борисовна – преподаватель русского языка как иностранного, методист, специалист, более 30 лет работающий в данной сфере, разработчик образовательных программ по русскому языку и русскому языку как иностранному для разных контингентов учащихся, автор и соавтор более 90 публикаций, в том числе учебников и учебных пособий по РКИ и методике его преподавания, автор дистанционных курсов по русскому языку и методике преподавания русского языка как иностранного. Старший научный сотрудник научно-методического отдела по русскому языку Института Пушкина. Сфера профессиональных интересов: описание русского языка как иностранного, лингвистический анализ звучащей речи, методика преподавания русского языка как иностранного, разработка дополнительных образовательных программ по русскому языку, русскому языку как иностранному, профессиональных программ по подготовке и повышению квалификации преподавателей русского языка как иностранного, в т.ч. реализуемых с применением ЭО и ДОТ.
Климова Валентина Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, преподаватель русского языка как иностранного, методист, специалист, более 30 лет работающий в данной сфере, разработчик образовательных программ по русскому языку и русскому языку как иностранному для разных контингентов учащихся, автор и соавтор более 40 публикаций, в том числе учебников и учебных пособий по РКИ и методике его преподавания, автор дистанционных курсов по русскому языку и методике преподавания русского языка как иностранного. Заместитель начальника научно-методического отдела по русскому языку Института Пушкина. Сфера профессиональных интересов: описание русского языка как иностранного, лингвистический анализ звучащей речи, методика преподавания русского языка как иностранного, разработка дополнительных образовательных программ по русскому языку, русскому языку как иностранному, профессиональных программ по подготовке и повышению квалификации преподавателей русского языка как иностранного, в т.ч. реализуемых с применением ЭО и ДОТ.
О курсе
Курс будет интересен и полезен тем, кто хочет научиться применять теоретические знания по русскому языку в повседневном общении. Его цель связана с обучением порождению и восприятию устных и письменных текстов.
Курс состоит из трёх модулей. Первый модуль представляет собой примеры практических занятий по методике чтения и понимания художественных текстов. Второй модуль ориентирован преимущественно на школьников-инофонов и посвящен правильности употребления грамматических форм в речи (на примере категории рода имени существительного). Третий модуль знакомит с интонационными конструкциями русского языка, выражающими основные речевые интенции.
Структура курса
1. Урок чтения с использованием стихотворения А.А. Ахматовой (из цикла "В Царском Селе").
2. Урок чтения с использованием стихотворения О.Э. Мандельштама "Бессонница. Гомер. Тугие паруса".
3. Урок чтения с использованием стихотворения Б.Л. Пастернака "Зимняя ночь".
4. Урок чтения с использованием стихотворения М.И. Цветаевой "Москве".
5. Род существительных в русском языке.
6. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения в русском языке.
7. Род аббревиатур в русском языке.
8. Сообщение, утверждение, нейтральный ответ.
9. Вопрос с вопросительным словом (частный вопрос).
10. Вопрос без вопросительного слова (общий вопрос).
11. Просьба и ответ на просьбу (очень вежливая просьба).
12. Просьба и ответ на просьбу (вопрос или просьба).
13. Просьба и ответ на просьбу (ответ на просьбу).
Целевая аудитория курса
Курс рассчитан на учащихся младшего и среднего школьного возраста
Необходимый уровень подготовки
От обучающихся не требуется специальных знаний
Длительность курса
42 часа
Результаты изучения курса
В результате изучения курса «Обучение русскому речевому общению» слушатели:
• усвоят модель понимания (смыслового восприятия) аутентичных художественных текстов;
• расширят свои представления о самом процессе чтения, о значении чтения для формирования личности человека;
• научатся правильному использованию грамматических форм (на примере категории рода имени существительного) как важной составляющей речевой культуры человека и успешного общения;
• познакомятся с ролью интонации в выражении основных речевых интенций;
• выработают навыки различения на слух и произнесения высказываний с интонационными конструкциями, реализующими такие коммуникативные значения, как сообщение, общий и частный вопрос, просьба, согласие, отказ, нейтральный ответ и др.