Новые направления в русской диалектологии

Автор курса


Волошина Светлана Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ТГУ


Демешкина Татьяна Алексеевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ТГУ


Иванцова Екатерина Вадимовна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка


Тубалова Инна Витальевна – доктор филологических наук, профессор кафедры общего славяно-русского языкознания и классической филологии ТГУ

 

О курсе
Курс «Новые направления в русской диалектологии» поможет слушателям познакомиться с новыми, актуальными подходами к изучению русских говоров.
Онлайн-курс даст представление о достижениях русской диалектологии, о теории и практике составления словарей диалектной речи, исследованиях диалектного слова в сочетании с культурой, изучением речи одного человека, описании жанров и концептов, которые бытуют в диалектном языке.
Курс состоит из 4 модулей, в которые входят видеолекции, материалы для самостоятельного изучения, практические и тестовые задания.
В первом модуле содержится информация о том, как развивается диалектная лексикография в русле современных лингвистических направлений, какие типы словарей уже созданы, какие сейчас выполняются словарные проекты. Во втором модуле слушатели курса получат представление о диалектной лингвокультурологии. Третий модуль познакомит с таким направлением, как когнитивно-дискурсивное. Здесь будут рассмотрены коммуникативная и когнитивная диалектология, их сочетание в современных исследованиях, диалектная концептология и диалектное жанроведение. Четвертый модуль посвящен лингвоперсонологии – направлении, объектом которого является языковая личность диалектоносителя. Вы получите представление о феномене диалектной языковой личности, узнаете о проектах, в которых изучалась речь конкретных диалектоносителей на протяжении последнего столетия, о методах сбора и анализа идиолектного материала.
МООК выполнен при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 гг., проект «Разработка электронных образовательных ресурсов по русской диалектологии с последующим размещением в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском».

Структура курса

Модуль 1. Лексикографическое направление в русской диалектологии
1. Научная диалектологическая школа сегодня.  Ответ на вызовы времени.
2. Лексикография как магистральное направление современной диалектологии. Теоретические разработки.  (К вопросу о методе).
3. Теоретическая лексикография: а) типология словарей; б) вопрос о текстовой природе словаря.
4. Современные лексикографические практики.
5. Словари как отражение новой научной парадигмы.
6. Новые словарные проекты: взгляд в будущее.

Модуль 2. Лингвокультурологическое направление в русской диалектологии
1. Диалектная культура: подходы к анализу и аспекты лингвистического описания.
2. Диалектная культура в противопоставлении другим типам лингвокультур.
3. Диалектная культура под влиянием официальной речевой культуры: гармония и дисгармония при адаптации культурно значимых смыслов в разговорной диалектной речи.
4. Диалектная культура под влиянием официальной речевой культуры: условия гармоничной адаптации смыслов в разговорной диалектной речи.
5. Диалектная культура в фольклорном отражении.

Модуль 3. Когнитивно-дискурсивное направление в русской диалектологии
1. Коммуникативная диалектология.
2. Когнитивная диалектология.
3. Диалектная концептология.
4. Диалектный дискурс как объект лингвистического исследования.
5. Диалектное жанроведение.
6. Речевой жанр как источник когнитивной информации и элемент дискурса.

Модуль 4. Лингвоперсонологическое направление в русской диалектологии
1. Языковая личность как новый объект диалектологии: основные проекты.
2. Выбор объектов и источников изучения диалектной языковой личности
3. Лингвоперсонологические методы сбора материала.
4. Методы анализа диалектной языковой личности.
5. Феномен диалектной языковой личности. Первые результаты исследований: лексикон и текст.
6. Феномен диалектной языковой личности. Первые результаты исследований: метаязыковое сознание, концептосфера, ментальность.

Цель курса
Представить новые направления в диалектологии с привлечением результатов, полученных при изучении русских народных говоров.

Целевая аудитория курса
Курс адресован преподавателям русского языка и русской диалектологии, исследователям-русистам, в том числе иностранным исследователям и  молодым ученым, а также рассчитан на всех, кто интересуется исследованиями в области русского языка.

Необходимый уровень подготовки
Курс требует наличие базовых знаний, умений и навыков проведения научного лингвистического исследования. Необходимый уровень владения русским языком для иностранных слушателей – от В1.

Длительность курса
4 недели.

Общая трудоемкость курса
Объем курса определяется разработанной образовательной программой и составляет 36 ак. час. Видеолекции курса включают около 7 ак.час., самостоятельные занятия – 18 час., практические задания – 3 - 6 час., тестовые задания – 1-2 час.
Рабочее время модуля – время работы над каждым модулем для слушателя курса – может составлять от 8-10 академических часов, в зависимости от сложности модуля и курса и объёма дополнительных заданий.

Результаты изучения
Результаты изучения курса:
1) системное представление о новых направлениях исследования русских народных говоров в антропоцентрической парадигме современной науки;
2) актуализация компетенций в сфере научно-исследо-вательской деятельности по направлению «Филология»;
3) сформированное представление о специфике диалектной речи как источнике сохранности традиционных культурных ценностей и дискурсивном пространстве;
4) возможность использования ресурсов в научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Возможные сопряженные курсы или модули других курсов
1. Агапова Н.А., Банкова Т.Б. «Традиционная культура в зеркале русских говоров» https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/237
2. Долганина А.А., Шевчик А.В. «Русские диалекты: взгляд из Сибири» https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/260
3. Поцепня Д.М., Генералова Е.В., Мокиенко В.М., Приемышева М.Н. «Лексикология и лексикография русского языка» https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/67

Мотивационная фраза
«Язык обогащается вместе с развитием идей, и одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов. Когда затронут один член цепи, откликается и звучит целое».
В. В. Виноградов

Tags:

Course options