Основы обучения русскому языку коренных малочисленных народов России

Курс разработан Кемеровским государственным университетом в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 годы

Авторы курса

Араева Людмила Алексеевна
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики и риторики.


Булгакова Ольга Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики.


Денисова Эльвира Степановна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики.


Калашникова Анна Леонидовна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории литературы и фольклора.


Крым Ирина Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики.


Мельник Наталья Владимировна
доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики и риторики.


Образцова Мария Николаевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики.


Оленев Станислав Владимирович
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики.


Проскурина Анастасия Викторовна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики.

О курсе

Первостепенная задача русистов – всестороннее развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России.  Национально ориентированный подход к преподаванию русского языка повышает мотивацию у обучающихся: знать русский язык (особенно как неродной) необходимо не только для полноценного общения на территории Российской Федерации, но и для более глубокого комплексного понимания своей культуры и культуры многонациональной России.
Курс предполагает знакомство с лингводидактическими концепциями языковой личности, с особенностями структуры и функционирования языковой личности билингва, с существующими методиками развития языковой личности.
В лекциях курса представлены проблемы обучения представителей малочисленных коренных народов России лексическим нормам русского языка. Особое внимание уделяется раскрытию лингводидактического потенциала системной организации русского языка в нормативном аспекте. Соблюдение языковых норм рассматривается в качестве необходимого условия успешной межнациональной коммуникации. При этом значительное место отводится методам и приёмам обучения грамотному письму, важную роль среди которых играет приём сопоставления фактов русского и родного языков.
Отдельные блоки лекций посвящены обучению русскому языку с позиций лингвокультурологического подхода, а также обучению русскому языку как государственному.

Цель курса:
популяризация русского языка, оптимизация обучения русскому языку представителей коренных малочисленных народов РФ; повышение качества образования на русском языке в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет».

Структура
Модуль I.  Понятие «языковая личность» в обучении русскому языку как межнациональному
Лекция 1. Теория языковой личности в истории языкознания (В. фон Гумбольдт, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Й.Л. Вайсгербер)
Лекция 2. Современная лингводидактическая ситуация: лингвоперсонологический аспект
Лекция 3. Лингводидактические концепции языковой личности
Лекция 4. Типы языковой личности с точки зрения лингводидактики
Лекция 5. Языковая личность билингва: особенности структуры и функционирования
Лекция 6. Языковая личность современного школьника
Лекция 7. Методики развития языковой личности

Модуль II. Особенности многозначного слова в языках разного типа: обучение лексическим нормам русского языка
Лекция 1.  Изучение ресурсов лексической системы русского языка с позиций лингводидактики
Лекция 2. Методические аспекты обучения основам овладения полисемантическим богатством русского языка
Лекция 3. Обучение основам сочетаемости слов: логический, когнитивный и культуроведческий аспекты
Лекция 4. Парадигматические отношения в лексике. Составление синонимических рядов и антонимических пар в русском языке
Лекция 5. Эвфемизм в аспекте лексической системы и речевого этикета. Ч. 1.
Лекция 6. Эвфемизм в аспекте лексической системы и речевого этикета. Ч. 2.
Лекция 7. Языковая игра, основанная на многогранности лексической системы
Лекция 8. Основы обучения лексическим нормам русского языка

Модуль III. Нормы русского языка через русскую языковую картину мира: русский фольклор и русский язык (положительное восприятие русского языка и русской культуры в мире)
Лекция 1. Обучение русскому языку коренных малочисленных народов России с позиций культуроведческого подхода
Лекция 2. Картина мира и язык
Лекция 3. Языковая картина мира в зеркале русской лексики
Лекция 4. Национально-культурная специфика русской ономастики в аспекте лингводидактики
Лекция 5. Русская фольклорно-языковая картина мира в методическом аспекте
Лекция 6. «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Русская народная сказка и методика преподавания языка
Лекция 7. «Спой мне песню, как девица за водой поутру шла…».
Своеобразие русской народной лирической песни и возможности ее использования в процессе обучения языку
Лекция 8. «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!». Народный героический эпос в контексте обучения языку
Лекция 9. «Эни-бени, люки-паки, Куль-буль-буль, Каляки шмаки…». Детский фольклор и развитие языковых способностей
Лекция 10. Роль внутренней формы слова в формировании языковой картины мира билингвов: лингводидактический аспект

Модуль IV. Языковая система русского языка через языковую систему родного языка: сопоставительный анализ
Лекция 1. Что мы изучаем в фонетике?
Лекция 2. Фонетическая система русского литературного языка
Лекция 3. Основы обучения орфоэпическим нормам русского языка
Лекция 4. Роль словообразовательного типа в категоризации мира (методологические и методические рекомендации учителю)
Лекция 5. Гнездо однокоренных слов с антропоцентрических позиций (методологические и методические рекомендации учителю)
Лекция 6. Многозначность производных слов с антропоцентрических позиций (методологические и методические рекомендации учителю)
Лекция 7. Интерференция как лингвистическая и методическая проблема
Лекция 8. В мире частей речи. Морфологические нормы русского языка
Лекция 9. Обучение синтаксическим нормам современного русского языка

Модуль V. Обучение принципам русской орфографии коренных малочисленных народов России
Лекция 1. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности
Лекция 2. Компетентностный подход к преподаванию орфографии в школе
Лекция 3. Обучение правописанию на основе принципов русской орфографии
Лекция 4. Типы языковой личности и обучение орфографии: левополушарные и правополушарные методики
Лекция 5. Методы и приёмы обучения русской орфографии
Лекция 6. Орфографические варианты и выбор их написания в школьной практике

Модуль VI. Обучение русскому языку как государственному (статус языка, деловая документация, принципы адекватного перевода)
Лекция 1. Специфика русской языковой картины мира в условиях полилингвального состава Российской Федерации: основы обучения русскому языку как государственному
Лекция 2. Документ как особый вид текста
Лекция 3. Принципы адекватного перевода документов. Сочетание русского государственного языка и государственных языков республик

Целевая аудитория курса
Филологи, учителя русского языка в национальных школах; участники международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире».

Результаты изучения
Учителям и преподавателям русского языка курс позволит оптимизировать процесс обучения за счет внедрения современных образовательных технологий.

Араева Л.А., Булгакова О.А., Денисова Э.С., Калашникова А.Л., Крым И.А., Мельник Н.В., Образцова М.Н., Оленев С.В., Проскурина А.В. Основы обучения русскому языку коренных малочисленных народов России:  Массовый открытый онлайн-курс. Кемерово, 2017 // Портал «Образование на русском» / URL:  https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/269

Теги:

Способ прохождения