О русском по-русски: основы грамотного письма и говорения для коренных малочисленных народов РФ
Курс разработан Кемеровским государственным университетом в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы
Авторы курса
Араева Людмила Алексеевна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики и риторики, Кемеровский государственный университет.
Булгакова Ольга Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики, Кемеровский государственный университет.
Денисова Эльвира Степановна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики, Кемеровский государственный университет.
Калашникова Анна Леонидовна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории литературы и фольклора, Кемеровский государственный университет.
Крым Ирина Алексеевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики, Кемеровский государственный университет.
Образцова Мария Николаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики, Кемеровский государственный университет.
Оленев Станислав Владимирович - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики, Кемеровский государственный университет.
Проскурина Анастасия Викторовна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики, Кемеровский государственный университет.
О курсе
Русский язык на сегодня – один из наиболее распространенных языков мира. Он занимает достойное шестое место по численности людей, говорящих на нем, уступая китайскому, хинди, английскому, испанскому и арабскому. Также русский язык – это язык межнационального общения на территории Российской Федерации. На базе русского языка не только достигается гармоничное сосуществование на одной территории разных народностей, но и взаимопроникновение и взаимодополнение, характеризующие языки, территориально сближенные. Поэтому эффективное изучение и грамотное владение русским языком – одна из важных задач современной российской системы образования разных уровней. Задача лингвистов не просто помочь научиться грамотно и красиво говорить по-русски, но и показать, как связаны русский и родной национальный язык, как они взаимодействуют и сосуществуют на территории большой страны.
Структура курса
Вводная лекция
Языковая система русского языка: простые сложности
Модуль I. Как мы говорим, Или правильность русской речи
Лекция 1. Вначале было слово. Звучащее
Лекция 2. История и современность: о возникновении произносительной нормы русского литературного языка и её современном состоянии
Лекция 3. Преодолеваем трудности. Легко!
Лекция 4. Подарок может врУчат, а может быть вручАт?! Русское ударение
Лекция 5. В сетях ударения
Модуль II. Словообразовательная система русского языка
Лекция 1. Словообразование – самая глубокая и загадочная сфера языка
Лекция 2. Мутационное словообразование
Лекция 3. Модификационное словообразование
Лекция 4. Словообразовательный тип
Лекция 5. Особенности многозначного слова
Лекция 6. Гнездо однокоренных слов
Модуль III. Лексическая система русского языка
Лекция 1. Полисемия – богатство языка или его болезнь?
Лекция 2. От дагерротипа до селфи. Активный и пассивный словарь
Лекция 3. Социальные и территориальные диалекты
Лекция 4. Что надеть или одеть в веселый, радостный день или в печальную грустную ночь?
Лекция 5. Лексическая сочетаемость слов: «масло масленое в подведении результатов»
Лекция 6. Особенности фразеологизмов, пословиц и поговорок
Модуль IV. Морфологические нормы русского языка
Лекция 1. Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокренка
Лекция 2. Дорогая тюль, дырявый тапок, туфель на меху
Лекция 3. Здоровее здоровых, живее всех живых
Лекция 4. Девочка увидела мать. Она была так рада
Лекция 5. Помаши или помахай ручкой? Едь или езжай домой?
Модуль V. Кто управляет русским предложением: синтаксические нормы русского языка
Лекция 1. Подлежащее, сказуемое и все-все-все
Лекция 2. Мама мыла раму – раму мыла мама
Лекция 3. А ты оплатил за проезд?!!
Лекция 4. Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа
Лекция 5. С союзами и без союзов: сложные предложения русского языка
Лекция 6. Как соединить несоединимое? От предложения – к тексту
Модуль VI. Секреты грамотного письма
Лекция 1. Трудно ли быть грамотным? Принципы русской орфографии
Лекция 2. Приставки – труженицы
Лекция 3. Суффиксы – строители
Лекция 4. Кто ответит, в чем секрет? Буква есть, а звука нет? Правописание Ь и Ъ
Лекция 5. Знаки препинания «как нотные знаки»
Лекция 6. Ох, уж это непростое простое предложение
Лекция 7. Пунктуация в сложном предложении
Целевая аудитория
Разновозрастные носители языков коренных малочисленных народов России – обучающиеся общеобразовательных учреждений, работники политической, экономической, культурной и других общественных сфер, желающие грамотно говорить и писать по-русски.
Результаты изучения
В результате изучения курса обучающиеся смогут углубить свои знания по русскому языку, критически оценить недостатки, наметить пути их устранения; курс поможет обрести умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Операторы
Гордиенко Кирилл Алексеевич
Монтаж, магистрант Кемеровского государственного университета.
Кирчанов Дмитрий Борисович
Оператор, видеоинженер Кемеровского государственного университета.
Араева Л.А., Булгакова О.А., Денисова Э.С., Калашникова А.Л., Крым И.А., Образцова М.Н., Оленев С.В., Проскурина А.В. О русском по-русски:
основы грамотного письма и говорения для коренных малочисленных народов РФ: Массовый открытый онлайн-курс.
Кемерово, 2016 // Портал «Образование на русском» / URL: https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/257