Культура интернет-коммуникации
Курс разработан Институтом Пушкина при поддержке Департамента образования города Москвы
Авторы курса
Щербаков Андрей Владимирович – кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Института Пушкина. Сфера научных интересов: стилистика, риторика, культура русской речи, лингвистическая прагматика, коммуникативистика.
Огарь Ирина Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры современных образовательных технологий, заместитель декана факультета дополнительного образования Института Пушкина. Сфера научных интересов: коммуникационный менеджмент, современные коммуникационные технологии, визуальная коммуникация, психология коммуникации, коммуникационные практики в контексте образовательных проектов.
Жукова Арина Геннадьевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина. Сфера научных интересов: ортология, стилистика, фразеология, орфография, эвфемия, язык СМИ и рекламы.
О курсе
Курс «Культура интернет-коммуникации» направлен на формирование представлений о новых формах коммуникации в аспекте речевой культуры. Авторы рассматривают целый комплекс вопросов, связанных с производством, распространением и использованием информации в современном обществе. Развитие технологий приводит к ускоряющим переменам и появлению новых инструментов, практик и способов создания информационных сообщений и иного определения «медийной личности» в новой системе медиа. В цифровом окружении, в котором мы сегодня находимся, новые факты возникают ежедневно, если не ежеминутно; аудитория постоянно реагирует, и эта реакция интегрируется в медиакоммуникацию; все больше голосов общества становятся слышимыми; все большее количество вариантов освещения тех или иных событий становится доступным; все большее количество историй (и за все большее время) становится доступным, в цифровых архивах, которые допускают и поиск; все большее количество людей вовлекается в перемены «мирового масштаба» через такие простые акты, как текст, фотография или видео ключевых моментов, через комментарии к блогам или через перепост историй, которые для них интересны или важны. В курсе также рассматривается деловая коммуникация, осуществляемая через интернет посредством электронной почты.
Данный курс как раз и направлен на обсуждение того, как и почему все это происходит и будет происходить в области современных интернет-текстов через проблемы их происхождения, эволюции и изучения, основных жанров интернет-коммуникации в контексте развития и функционирования медиасреды, изменений в письменной деловой коммуникации с переходом на электронный канал связи.
Курс состоит из трех модулей: «Тексты интернет-коммуникации», «Интернет коммуникация в контексте современной медиакультуры» и «Культура электронной деловой переписки».
Структура курса
Модуль 1. Тексты интернет-коммуникации
Интернет-коммуникация как новая форма общения..
Эволюция коммуникации: от наскальных рисунков к дисплейному тексту.
Параметры интернет-текста.
Восприятие дисплейного текста.
Проблема авторства интернет-текста.
Культура общения в виртуальном пространстве.
Модуль 2. Интернет-коммуникация в контексте современной медиакультуры
Схема функционирования информационной среды.
Новые форматы интернет-коммуникации.
Медиакультура, что важно знать.
Аудитория в сети, правила коммуникации.
Секреты популярности блога и блогеров.
Как сделать свой блог.
Модуль 3. Культура электронной деловой переписки
Электронная деловая переписка как разновидность делового общения.
Основные компоненты электронного делового письма. Тема письма. Этикетная рамка: обращение.
Этикетная рамка: приветствие, подпись, контактная информация.
Общие рекомендации по деловой переписке. Этикетная рамка: представление, заключительные этикетные фразы.
Структурирование основной части делового письма. Средства повышения / понижения степени официальности делового письма.
Ортологические трудности и типичные ошибки в деловых письмах: словоупотребление, сочетаемость, правописание.
Курс предназначен для учащихся средних и старших классов школы, колледжей, студентов вузов, а также будет полезен всем, кто интересуется современной медиакультурой, инструментами медиа-коммуникации, деловой коммуникацией посредством интернета, формированием собственного медийного профиля.
Необходимый уровень подготовки
Быть готовым к восприятию информации о глобальном мире медиа. Иметь представления об особенностях деловой коммуникации и делового текста.
Длительность курса
36 часов
Результаты изучения курса
Изучение курса «Культура интернет-коммуникации» позволит слушателям:
- сформировать целостное представление о политических, социально-экономических и культурных аспектах российской истории в страноведческом ключе;
- иметь представление о важнейших духовных ориентациях русского народа, его культуре, традициях и менталитете;
- получить представление о культуре электронной деловой переписки, трудностях оформления делового письма, типичных ошибках при его составлении;
- сформировать практические умения, связанные с анализом электронных деловых писем с точки зрения соблюдения в них языковых и текстовых норм, а также навыки составления и оформления электронной деловой корреспонденции.