Культура интернет-коммуникации

Курс разработан Институтом Пушкина при поддержке Департамента образования города Москвы

Авторы курса

Щербаков Андрей Владимирович – кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Института Пушкина. Сфера научных интересов: стилистика, риторика, культура русской речи, лингвистическая прагматика, коммуникативистика.

Огарь Ирина Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры современных образовательных технологий, заместитель декана факультета дополнительного образования Института Пушкина. Сфера научных интересов: коммуникационный менеджмент, современные коммуникационные технологии, визуальная коммуникация, психология коммуникации, коммуникационные практики в контексте образовательных проектов.

Жукова Арина Геннадьевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина. Сфера научных интересов: ортология, стилистика, фразеология, орфография, эвфемия, язык СМИ и рекламы.

О курсе

Курс «Культура интернет-коммуникации» направлен на формирование представлений о новых формах коммуникации в аспекте речевой культуры. Авторы рассматривают целый комплекс вопросов, связанных с производством, распространением и использованием информации в современном обществе. Развитие технологий приводит к ускоряющим переменам и появлению новых инструментов, практик и способов создания информационных сообщений и иного определения «медийной личности» в новой системе медиа. В цифровом окружении, в котором мы сегодня находимся, новые факты возникают ежедневно, если не ежеминутно; аудитория постоянно реагирует, и эта реакция интегрируется в медиакоммуникацию; все больше голосов общества становятся слышимыми; все большее количество вариантов освещения тех или иных событий становится доступным; все большее количество историй (и за все большее время) становится доступным, в цифровых архивах, которые допускают и поиск; все большее количество людей вовлекается в перемены «мирового масштаба» через такие простые акты, как текст, фотография или видео ключевых моментов, через комментарии к блогам или через перепост историй, которые для них интересны или важны.  В курсе также рассматривается деловая коммуникация, осуществляемая через интернет посредством электронной почты. 

Данный курс как раз и направлен на обсуждение того, как и почему все это происходит и будет происходить в области современных интернет-текстов через проблемы их происхождения, эволюции и изучения, основных жанров интернет-коммуникации в контексте развития и функционирования медиасреды, изменений в письменной деловой коммуникации с переходом на электронный канал связи.

Курс состоит из трех модулей: «Тексты интернет-коммуникации», «Интернет коммуникация в контексте современной медиакультуры» и «Культура электронной деловой переписки».

Структура курса

Модуль 1. Тексты интернет-коммуникации

Интернет-коммуникация как новая форма общения..

Эволюция коммуникации: от наскальных рисунков к дисплейному тексту.

Параметры интернет-текста.

Восприятие дисплейного текста.

Проблема авторства интернет-текста.

Культура общения в виртуальном пространстве.

Модуль 2. Интернет-коммуникация в контексте современной медиакультуры

Схема функционирования информационной среды.

Новые форматы интернет-коммуникации.

Медиакультура, что важно знать.

Аудитория в сети, правила коммуникации.

Секреты популярности блога и блогеров.

Как сделать свой блог.

Модуль 3. Культура электронной деловой переписки

Электронная деловая переписка как разновидность делового общения.

Основные компоненты электронного делового письма. Тема письма. Этикетная рамка: обращение.

Этикетная рамка: приветствие, подпись, контактная информация.

Общие рекомендации по деловой переписке. Этикетная рамка: представление, заключительные этикетные фразы.

Структурирование основной части делового письма. Средства  повышения / понижения степени официальности делового письма. 

Ортологические трудности и типичные ошибки в деловых письмах: словоупотребление, сочетаемость, правописание.

 

Курс предназначен для учащихся средних и старших классов школы, колледжей, студентов вузов, а также будет полезен всем, кто интересуется современной медиакультурой, инструментами медиа-коммуникации, деловой коммуникацией посредством интернета, формированием собственного медийного профиля.

Необходимый уровень подготовки

Быть готовым к восприятию информации о глобальном мире медиа. Иметь представления об особенностях деловой коммуникации и делового текста. 

Длительность курса

36 часов

Результаты изучения курса

Изучение курса «Культура интернет-коммуникации» позволит слушателям:

  • сформировать  целостное  представление о политических, социально-экономических и культурных аспектах российской истории в страноведческом ключе;
  • иметь представление о важнейших духовных ориентациях русского народа, его культуре, традициях и менталитете;
  • получить представление о культуре электронной деловой переписки, трудностях оформления делового письма, типичных ошибках при его составлении;
  • сформировать практические умения, связанные с анализом электронных деловых писем с точки зрения соблюдения в них языковых и текстовых норм, а также навыки составления и оформления электронной деловой корреспонденции. 
Теги:

Способ прохождения