Выдающиеся журналисты XX – XXI вв


Регистрация
1.3. %d0%98%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%ba%d0%b0 %d0%9c%d0%9e%d0%9e%d0%9a

Курс разработан по заказу Института Пушкина Школой искусств и медиатехнологий Арины Шараповой при поддержке Министерства образования и науки РФ и Департамента образования города Москвы.

Авторы курса

Бит-Юнан Юрий Геваргисович – кандидат филологических наук, доцент кафедры литературной критики факультета журналистики РГГУ. Автор публикаций: «Василий Гроссман в зеркале литературных интриг», Между «Новым миром» и «Посевом»», Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», «Интрига и судьба Василия Гроссмана», «The Road ed. by Robert Chandler; commentary and notes by Robert Chandler with Yury Bit-Yunan.

Давыдов Сергей Геннадьевич – кандидат философских наук, доцент, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Член ESOMAR, Российского союза журналистов, Российского общества социологов. Автор более 80 научных публикаций, соредактор серии сборников «Онлайн исследования в России».

Есипова Ирина Феликсовна – заведующая кафедрой деловых коммуникаций в энергетике Корпоративного энергетического университета, генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК, председатель Комитета по коммуникациям в топливно-энергетическом комплексе Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), лауреат премии «Медиа-менеджер России», дипломант Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».

Калягин Борис Александрович – кандидат исторических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики», действительный член Евразийской академии телевидения и радио. Журналист-международник, политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио, лауреат премии им. В.В. Воровского, дипломант Евразийской академии телевидения и радио "За выдающийся вклад в создание и развитие телевидения и радио".

Фатеева Ирина Анатольевна – доктор филологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО медиа- и информационной грамотности и медиаобразования граждан Московского педагогического государственного университета (Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования). Член Союза журналистов России, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Руководитель Экспертного совета Ассоциации специалистов медиаобразования России. Автор книг, редактор нескольких научных сборников, автор более 120 научных работ.

Фельдман Давид Маркович – кандидат филологических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ, российский историк и литературовед. Автор книг и статей о русской истории, литературе и журналистике XX века, истории политической терминологии.

Шариков Александр Вячеславович – кандидат педагогических наук, профессор Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, GEAR (Group of European Audience Recearch), EAAME (European Association of Audiovisual Media Education), NTC (National Telemedium Council, US), Российского общества социологов, Международного союза журналистов.

О курсе

Курс посвящен развитию журналистики в России от первых печатных изданий до интернета. История формирования и трансформации различных направлений журналистики рассматривается через призму жизни и творчества людей, определивших путь отечественной медиаиндустрии.

Журналисты – это рупор жизни страны; передовой отряд, отражающий тенденции настроений в обществе и политических элитах, четвертая власть, влияющая на мысли и чувства социума. Условия деятельности журналистов, стилистика их творчества  неразрывно связаны с событиями, происходящими в государстве. Понимание направлений отечественной журналистики  невозможно без знания исторического контекста. И в курсе уделено большое внимание описанию исторических периодов развития России.

Изменений технологий, появление новых форм коммуникаций: радио, телевидение, Интернет; ­ расширяют пространство деятельности журналиста и видоизменяют его профессию. Содержание курса позволяет узнать, как технические инновации влияют на появление новых направлений в журналистике.

Структура курса

Модуль 1. Дореволюционная журналистика.

Лекция 1. Российская журналистика на рубеже XIX­XX веков. Общая характеристика.

Лекция 2. Российская журналистика на рубеже XIX­XX веков. Медиаландшафт начала XX в.

Лекция 3. Российская журналистика на рубеже XIX­XX веков. Коммерческие издания в дореволюционной России.

Лекция 4. Российская журналистика на рубеже XIX­XX веков. Правительственная пресса.

Лекция 5. Российская журналистика на рубеже XIX­XX веков. Персоналии.

Лекция 6. Российская журналистика на рубеже XIX­XX веков. Консервативная пресса.

Лекция 7. Российская журналистика на рубеже XIX­XX веков. Либеральная пресса начала XX века.

Лекция 8. Российская журналистика на рубеже XIX­XX веков. Дореволюционные издания.

Лекция 9. Российская журналистика на рубеже XIX­XX веков. Сатира.

Модуль 2. Революционная журналистика в 1917 году.

Лекция 10. Российская журналистика в 1917 году. Хронология событий.

Лекция 11. Российская журналистика в 1917 году. Общая характеристика.

Лекция 12. Российская журналистика в 1917 году. Персоналии.

Модуль 3. Журналистика первого послеоктябрьского десятилетия.

Лекция 13. Печать периода гражданской войны.

Лекция 14. Журналистика периода НЭПа.

Лекция 15. Пресса эмиграции первой волны.

Модуль 4. Сталинская эпоха. Журналистика 30-х годов XX столетия.

Лекция 16. Система советской печати 30-х годов XX столетия .

Лекция 17. Сталинская эпоха. Персоналии.

Лекция 18. Начало репрессий.

Лекция 19. Журналистика конца 30-х годов XX столетия .

Модуль 5. Военная и послевоенная журналистика (1945-1955).

Лекция 20. Итоги военного периода журналистики.

Лекция 21. Послевоенная пропаганда.

Лекция 22. Последние сталинские процессы.

Лекция 23. Журналистика как барометр: первое послевоенное десятилетие.

Лекция 24. Яркие страницы журналистики и публицистики второй половины 40-х – начала 50-х годов XX века.

Лекция 25. Жизнь и творчество Валентина Овечкина.

Модуль 6. Журналистика периода оттепели.

Лекция 26. Оттепель. Историко-культурный контекст.

Лекция 27. «Новый мир» К.М. Симонова и «Юность» В.П. Катаева в историко-культурной ситуации 1950-х годов.

Лекция 28. Журналистика периода оттепели. XX съезд КПСС.

Лекция 29. Восстание в Венгрии 1956 года и советские печатные СМИ.

Лекция 30. Александр Солженицын.

Лекция 31. Значение дела А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля в истории советской печатной журналистики 60-х годов XX столетия .

Модуль 7. Журналистика эпохи застоя.

Лекция 32. Общая характеристика журналистики эпохи застоя.

Лекция 33. Диссидентская журналистика.

Лекция 34. Журналистика третьей волны эмиграции.

Модуль 8. Советская международная журналистика 1970-1980-х годов.

Лекция 35. Международная журналистика 1970-1980-х годов.

Лекция 36. Международная журналистика.

Модуль 9. Журналистика эпохи перестройки 1985-1991 годов.

Лекция 37. Эпоха перестройки и журналистика.

Лекция 38. СМИ в эпоху перестройки.

Лекция 39. Журналисты перестройки.

Модуль 10. Журналистика конца 1990-х годов.

Лекция 40. Политические условия формирования новой медиасистемы.

Лекция 41. Журналистика 1990-х годов. Персоны.

Лекция 42. Журналисты в 1990-е годы.

Модуль 11. Медиасистема начала XXI века.

Лекция 43. Журналистика начала XXI века. Исторический фон. Медиасистема России.

Лекция 44. Топ-менеджеры российского телевидения.

Лекция 45. Современные тележурналисты.

Лекция 46. 2000-е годы. Интернет.

Целевая аудитория курса

Школьники старших классов, абитуриенты, студенты ВУЗов, специализирующихся в области журналистики, медиакоммуникаций, рекламы и связей с общественностью, а также преподаватели школ, высших учебных заведений и дополнительного образования, и все, кто интересуется историей и историей журналистики в России.

Необходимый уровень подготовки

Владение базовыми знаниями в области истории России, стилистики русского языка.

Длительность курса

72 академических часа

Результаты изучения курса

В результате изучения курса слушатели:

  •  будут знать историю выдающихся журналистов, ведущих представителей издательского дела, корреспондентов, деятелей искусства XX ввека и медиабизнеса XXI века;
  • будут иметь представление о процессах, формировавших специфику прессы СССР и России разных эпох;
  • смогут отличать исторические периоды: дореволюционный, период гражданской войны, военного коммунизма и т.д..

 

Регистрация