Выдающиеся журналисты XX – XXI вв.

Курс разработан по заказу Института Пушкина Школой искусств и медиатехнологий Арины Шараповой при поддержке Министерства образования и науки РФ и Департамента образования города Москвы.

Авторы курса

Бит-Юнан Юрий Геваргисович – кандидат филологических наук, доцент кафедры литературной критики факультета журналистики РГГУ. Автор публикаций: «Василий Гроссман в зеркале литературных интриг», Между «Новым миром» и «Посевом»», Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», «Интрига и судьба Василия Гроссмана», «The Road ed. by Robert Chandler; commentary and notes by Robert Chandler with Yury Bit-Yunan.

Давыдов Сергей Геннадьевич – кандидат философских наук, доцент, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Член ESOMAR, Российского союза журналистов, Российского общества социологов. Автор более 80 научных публикаций, соредактор серии сборников «Онлайн исследования в России».

Есипова Ирина Феликсовна – заведующая кафедрой деловых коммуникаций в энергетике Корпоративного энергетического университета, генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК, председатель Комитета по коммуникациям в топливно-энергетическом комплексе Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), лауреат премии «Медиа-менеджер России», дипломант Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».

Калягин Борис Александрович – кандидат исторических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики», действительный член Евразийской академии телевидения и радио. Журналист-международник, политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио, лауреат премии им. В.В. Воровского, дипломант Евразийской академии телевидения и радио "За выдающийся вклад в создание и развитие телевидения и радио".

Фатеева Ирина Анатольевна – доктор филологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО медиа- и информационной грамотности и медиаобразования граждан Московского педагогического государственного университета (Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования). Член Союза журналистов России, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Руководитель Экспертного совета Ассоциации специалистов медиаобразования России. Автор книг, редактор нескольких научных сборников, автор более 120 научных работ.

Фельдман Давид Маркович – кандидат филологических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ, российский историк и литературовед. Автор книг и статей о русской истории, литературе и журналистике XX века, истории политической терминологии.

Шариков Александр Вячеславович – кандидат педагогических наук, профессор Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, GEAR (Group of European Audience Recearch), EAAME (European Association of Audiovisual Media Education), NTC (National Telemedium Council, US), Российского общества социологов, Международного союза журналистов.

О курсе

Курс посвящен развитию журналистики в России от первых печатных изданий до интернета. История формирования и трансформации различных направлений журналистики рассматривается через призму жизни и творчества людей, определивших путь отечественной медиаиндустрии.

Журналисты – это рупор жизни страны; передовой отряд, отражающий тенденции настроений в обществе и политических элитах, четвертая власть, влияющая на мысли и чувства социума. Условия деятельности журналистов, стилистика их творчества  неразрывно связаны с событиями, происходящими в государстве. Понимание направлений отечественной журналистики  невозможно без знания исторического контекста. И в курсе уделено большое внимание описанию исторических периодов развития России.

Изменений технологий, появление новых форм коммуникаций: радио, телевидение, Интернет; ­ расширяют пространство деятельности журналиста и видоизменяют его профессию. Содержание курса позволяет узнать, как технические инновации влияют на появление новых направлений в журналистике.

Структура курса

Модуль 1. Дореволюционная журналистика
Общая характеристика
Медиаландшафт начала XX века
Коммерческие издания в дореволюционной России
Правительственная пресса
Персоналии
Консервативная пресса
Либеральная пресса начала XX века
Дореволюционные издания
Сатира

Модуль 2. Революционная журналистика в 1917 году
Хронология событий
Общая характеристика
Персоналии

Модуль 3. Журналистика первого послеоктябрьского десятилетия
Печать периода гражданской войны
Журналистика периода нэпа
Пресса эмиграции первой волны

Модуль 4. Сталинская эпоха. Журналистика 30-х годов XX столетия
Система советской печати 30-х годов XX столетия
Сталинская эпоха. Персоналии
Начало репрессий
Журналистика конца 30-х годов XX столетия

Модуль 5. Военная и послевоенная журналистика (1945-1955)
Итоги военного периода журналистики
Послевоенная пропаганда
Последние сталинские процессы
Журналистика как барометр: первое послевоенное десятилетие
Яркие страницы журналистики и публицистики второй половины 40-х – начала 50-х годов XX века
Жизнь и творчество Валентина Овечкина.

Модуль 6. Журналистика периода оттепели
Оттепель. Историко-культурный контекст
«Новый мир» К.М. Симонова и «Юность» В.П. Катаева в историко-культурной ситуации 1950-х годов
Журналистика периода оттепели. XX съезд КПСС
Восстание в Венгрии 1956 года и советские печатные СМИ
Александр Солженицын
Значение дела А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля в истории советской печатной журналистики 60-х годов XX столетия 

Модуль 7. Журналистика эпохи застоя
Общая характеристика журналистики эпохи застоя
Диссидентская журналистика
Журналистика третьей волны эмиграции

Модуль 8. Советская международная журналистика 1970-1980-х годов
Международная журналистика 1970-1980-х годов
Международная журналистика

Модуль 9. Журналистика эпохи перестройки 1985-1991 годов
Эпоха перестройки и журналистика
СМИ в эпоху перестройки
Журналисты перестройки

Модуль 10. Журналистика конца 1990-х годов
Политические условия формирования новой медиасистемы
Журналистика 1990-х годов. Персоны
Журналисты в 1990-е годы

Модуль 11. Медиасистема начала XXI века
Журналистика начала XXI века. Исторический фон. Медиасистема России
Топ-менеджеры российского телевидения
Современные тележурналисты
2000-е годы. Интернет

Целевая аудитория курса

Школьники старших классов, абитуриенты, студенты вузов, специализирующихся в области журналистики, медиакоммуникаций, рекламы и связей с общественностью, а также преподаватели школ, высших учебных заведений и дополнительного образования, и все, кто интересуется историей и историей журналистики в России.

Необходимый уровень подготовки

Владение базовыми знаниями в области истории России, стилистики русского языка.

Длительность курса

72 академических часа

Результаты изучения курса

В результате изучения курса слушатели:

  • будут знать историю выдающихся журналистов, ведущих представителей издательского дела, корреспондентов, деятелей искусства XX века и медиабизнеса XXI века;
  • будут иметь представление о процессах, формировавших специфику прессы СССР и России разных эпох;
  • смогут отличать исторические периоды: дореволюционный, период гражданской войны, военного коммунизма и т.д..

 

Теги:

Способ прохождения