Цифровая лингводидактика в свете развития технологий искусственного интеллекта
Курс разработан преподавателями ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»
Авторы курса
Лебедева Мария Юрьевна
Ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований ФГБОУ ВО “Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина”, кандидат филологических наук. В область научных интересов входят исследования коммуникации в цифровой среде, в том числе учебной коммуникации, применение технологий компьютерной лингвистики в обучении русскому языку, формирование и оценка языковых и коммуникативных компетенций. Руководитель и участник ряда исследовательских проектов, в которых изучаются изменения в текстах, чтении и педагогической коммуникации в цифровой среде. Руководитель и автор ряда цифровых ресурсов по русскому языку.
Варламов Антон Алексеевич
Заведующий лабораторией когнитивных и лингвистических исследований ФГБОУ ВО “Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина”, кандидат биологических наук. Научные интересы: нейробиология избирательного внимания и эмоционального восприятия, электроэнцефалография, биологические маркеры психических расстройств и нарушений развития, тактильное восприятие, мультисенсорное восприятие, невербальная коммуникация, нейромаркетинг.
Карасик Владимир Ильич
Профессор кафедры общего и русского языкознания филологического факультета ФГБОУ ВО “Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина”, доктор филологических наук, профессор. Автор более 500 научных трудов в области лингвистики. Научные интересы: аксиологическая лингвистика, лингвокультурология, теория дискурса, лингвопрагматика, теория коммуникации. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Маев Игорь Александрович
Директор департамента планирования и аналитики ФГБОУ ВО “Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина”. Научные интересы: методика преподавания русского языка как иностранного, цифровая лингводидактика, электронные средства обучения, обучение языку с помощью мобильных устройств, социолингвистика, языковая политика. Один из составителей “Индекса положения русского языка в мире” (ФГБОУ ВО “Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина”, 2020).
Лапошина Антонина Николаевна
Специалист по компьютерной лингвистике лаборатории когнитивных и лингвистических исследований ФГБОУ ВО “Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина” Научные интересы: методы компьютерной и корпусной лингвистики в преподавании языков, автоматическое определение сложности текста, корпус учебников. Автор программы по автоматическому определению уровня сложности текста по РКИ, автор издания о цифровых технологиях в гуманитарных науках "Системный Блокъ".
Жильцов Владимир Александрович
Начальник отдела прогнозирования и мониторинга департамента планирования и аналитики ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук. Научные интересы: дистанционное обучение РКИ, компьютерная лингводидактика, разработка виртуальных образовательных миров и интерактивных сред, E-Learning, V-Learning, стратегии организации учебного процесса в виртуальной реальности, метавселенные, 3D Web, CMS и LMS в дистанционном обучении РКИ, стратегии геймификации. Один из составителей “Индекса положения русского языка в мире” (ФГБОУ ВО “Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина”, 2020).
О курсе
Курс посвящён анализу перспектив цифровой лингводидактики на фоне развития технологий искусственного интеллекта. Актуальные вопросы применения цифровых технологий в обучении языку рассматриваются с позиций лингвистики, педагогики, нейрокогнитивных наук и психологии, компьютерных наук. В рамках курса формулируется теоретическое обоснование роли искусственного интеллекта в современной лингводидактике, возможностей и рисков его использования в языковом образовании, приводятся практические примеры применения технологий ИИ в обучении языку.
Курс предназначен для обучающихся по программам высшего образования - магистратуры по направлениям подготовки “Филология” и “Лингвистика”, обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки «Русский язык», «Теория языка», «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)», а также для специалистов в сфере лингвистики и методики преподавания языков, интересующихся современными технологиями в обучении языкам.
Структура курса
1. Язык и цифра: перспективы лингводидактики в 21 веке
2. Искусственный интеллект в нейробиологических и психологических исследованиях
3. Сетевая языковая личность
4. Применение искусственного интеллекта в образовании: возможности и вызовы
5. Технологии машинного обучения в образовании
6. Автоматическая обработка естественного языка: технологии и практическое применение
7. Метавселенные и искусственный интеллект в компьютерной лингводидактике: тенденции и перспективы
Целевая аудитория курса
Курс предназначен для обучающихся по программам высшего образования - бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки “Филология” и “Лингвистика”, обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки «Русский язык», «Теория языка», «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)», а также для специалистов в сфере лингвистики и методики преподавания языков, интересующихся современными технологиями в обучении языкам.
Необходимый уровень подготовки
Для успешного изучения курса необходимо обладать знаниями по базовым дисциплинам, преподаваемым в рамках образовательных программ бакалавриата «Лингвистика», «Филология», в т.ч. по общему и русскому языкознанию, общей педагогике, методике преподавания русского языка, педагогической психологии, информационно-коммуникационным технологиям.
Длительность курса
36 ак. Часов
Результаты изучения курса
Результат обучения в рамках курса предполагает развитие следующих компетенций:
ОПК-2 Способность использовать в профессиональной деятельности знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ПК-5 способен осуществлять под руководством специалиста более высокой квалификации педагогическую деятельность по профильным дисциплинам (модулям) в рамках программ бакалавриата и программ дополнительного профессионального образования соответствующего уровня
ПК-6 способен разрабатывать под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методическое обеспечение и осуществлять под руководством специалиста более высокой квалификации мониторинг и оценку качества учебно-методического обеспечения программ среднего профессионального образования, программ бакалавриата и программ дополнительного профессионального образования соответствующего уровня