Методика преподавания РКИ

Курс разработан преподавателями ФГБОУ ВО  «Государственный инститтут русскогоязыка им. А.С. Пушкина»

 

Авторы курса

Вохмина Лилия Леонидовна (Модуль 1).  Профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, кандидат педагогических наук. Ведущий специалист в области практической методики преподавания русского языка как иностранного, прежде всего, в реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении РКИ. Автор около 100 научных и научно-методических работ, в том числе монографий, статей, учебников по русскому языку как иностранному, изданных как в России, так и за рубежом

Азимов Эльхан Гейдарович  (Модуль 2), доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина». Специалист в области методики преподавания русского языка как иностранного. Научные интересы Азимова Э.Г. связаны с  теорией и практикой использования компьютерных технологий в обучении иностранным языкам. Автор более 150 научных и научно-методических работ, в том числе учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному, мультимедийных и дистанционных курсов, словаря методических терминов. Широко известен «Словарь методических терминов и понятий» (авторы Азимов Э.Г., Щукин А.Н.), выдержавший четыре издания. Под руководством Азимова Э.Г. защитили кандидатские диссертации более 20 аспирантов. Работал в качестве методиста и преподавателя в Польше, Монголии, Великобритании, США. Выступал с лекциями, проводил мастер-классы в университетах Великобритании, Германии, Венгрии, Китая, Финляндии и других стран.

Лешутина Ирина Анатольевна (Модуль 3) – доктор филологических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (Москва, Россия). Заместитель декана филологического факультета по научной работе.
Автор программ по риторике и искусству публичных выступлений, коммуникативному менеджменту, современным образовательным технологиям, профессионально ориентированному обучению РКИ, психологии общения, теории коммуникации. Имеет несколько десятков публикаций по лексикологии, стилистике, риторике, методике преподавания РКИ. Общий стаж работы – более 25 лет.
Научные интересы связаны с решением научных проблем в области риторики, коммуникативной лингвистики, когнитивной лингвистики, лингводидактики.
Чтение курсов «Современные педагогические технологии», «Педагогическая риторика», «Профессионально ориентированное обучение РКИ», «Психология общения».
Международная деятельность – член редколлегии научного журнала «Проблемы когнитивного и функционального описания русского и болгарского языков» (г. Шумен, Болгария); член жюри Конкурса чтецов поэзии А.С. Пушкина и А. Мицкевича «Пушкиниана» (г. Варшава, Польша); член Фестиваля «Русская песня» (г. Лодзь, Польша).

Персиянова Светлана Георгиевна  (Модуль 4) – декан факультета обучения РКИ, кандидат филологических наук, доцент. Окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова  по специальности «русский язык и литература». Педагогический стаж составляет более 30 лет.  Ведёт занятия в иностранной аудитории по следующим дисциплинам:
- Практический курс русского языка
- Грамматика русского языка
- Язык СМИ
- Деловой русский язык
Является автором более 30 научных статей,  5 учебных пособий, учебно-методических изданий для иностранных учащихся (Пособие по грамматике для иностранных учащихся, Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине «Язык СМИ» и др. ),  более 70 программ по русскому языку для иностранного контингента с разным уровнем владения русским языком. Руководит выпускными квалификационными работами  и научно-исследовательской работой магистрантов по методике преподавания РКИ.

Татаринова Наталия Васильевна (Модуль 5) – кандидат филологических наук, декан подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Область научных интересов: использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в преподавании русского языка как иностранного, преподавание русского языка как иностранного в специальных целях, культурологический компонент на уроках русского языка, профессиональная подготовка специалистов по русскому языку.

 

О курсе

Курс «Методика преподавания русского языка как иностранному» входит в состав вариативной части основной образовательной программы магистратуры, относится к обязательным дисциплинам (Б1.В.ОД.5) и изучается в 1 и 2 семестре.

Структура курса:

Модуль 1. Актуальные вопросы методики (к.п.н., с.н.с., профессор кафедры методики преподавания РКИ Вохмина Л.Л.)

Модуль 2. Теория современного учебника РКИ (д.п.н., профессор, профессор кафедры методики преподавания РКИ Азимов Э.Г.)

Модуль 3. Современные педагогические технологии (д.ф.н., доцент, профессор кафедры методики преподавания РКИ Лешутина И.А.)

Модуль 4. Национально-ориентированное обучение (к.ф.н., доцент, декан факультета обучения русскому языку как иностранному Персиянова С.Г.)

Модуль 5. Особенности работы на подготовительном факультете (к.ф.н., доцент, декан подготовительного факультета Татаринова Н.В.)

Цель освоения курса:

Формирование целостного представления о характере и специфике профессиональной деятельности преподавателя РКИ в современных условиях обучения и воспитания, формирование умений эффективного и творческого применения полученных знаний в практической деятельности.

Задачи освоения курса:

ознакомление обучающихся с историей развития отечественной и зарубежной методики как совокупности знаний и опыта; ознакомление обучающихся с современными приемами и методами обучения (в т.ч. РКИ); углубленное изучение методологических основ лингводидактических теорий преподавания РКИ.

В результате изучения онлайн-курса обучающийся должен:

Знать:

теоретические основы методики преподавания иностранного языка (в т.ч. РКИ), систему обучения русскому языку как иностранному, систему обучения аспектам языка, организацию и обеспечение процесса обучения, этапы, уровни и профили обучения,

  • основные этапы развития отечественной методики преподавания РКИ.

 Уметь:

критически оценивать современные концепции обучения РКИ и возможности их применения в учебной и научно-исследовательской работе, самостоятельно работать с научно-исследовательской литературой, самостоятельно вести научно-исследовательскую деятельность в области методики преподавания РКИ.

Владеть:

системой обучения РКИ, системой обучения языковым средствам общения (аспектам языка, в т.ч. РКИ), системой обучения деятельности общения (в т.ч. РКИ), системой обеспечения процесса обучения РКИ.

Реализация в рамках образовательных программ

Данный онлайн-курс способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО и образовательной программой по направлению подготовки 45.04.01 Филология:

  • готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
  • способностью самостоятельно приобретать, в том числе с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
  • способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
  • владение навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования;
  • педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам.

Длительность курса

36 ак. час.

Сроки обучения

Обучение по курсу запланировано на февраль 2021 г.

Tags:

Course options