Русская литература XVIII - XXI веков в зеркале критики
Курс разработан преподавателями ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»
Авторы курса:
Травников Сергей Николаевич (Модуль 1). Доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им.А.С. Пушкина». Автор 8 монографий, 20 учебных пособий, 45 учебно-методических изданий, более 300 статей, опубликованных в том числе в журналах, индексируемых в Web of Sсience и входящих в перечень ВАК РФ.
Сфера научных интересов: древнерусская литература, русская литература XVIII - XIX вв.
Леонов Иван Сергеевич (Модуль 2). Кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им.А.С. Пушкина». Автор 2 монографий, 3 учебных пособий, более 60 статей, опубликованных в том числе в журналах, индексируемых в Web of Sсience и входящих в перечень ВАК РФ.
Сфера научных интересов: история и поэтика русской литературы XIX века, духовно-философские основы русской литературы, проблема духовного реализма в отечественной словесности.
Савченко Татьяна Константиновна (Модуль 3). Доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы Института Пушкина, ведущий научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы Российской академии наук. Автор более 300 научно-исследовательских и научно-методических работ по исследованию проблем русской литературы.
Сфера научных интересов: современная русская литература; русская поэзия ХХ–ХХI веков; литература эмиграции; имажинизм; творчество С.А. Есенина.
Соломонова Анастасия Александровна (Модуль 4). Кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина».
Пашков Александр Витальевич (Модуль 5). Кандидат филологических наук, заведующий кафедрой мировой литературы ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им.А.С. Пушкина». Автор более 60 статей, опубликованных в том числе в журналах, входящих в перечень ВАК РФ.
Сфера научных интересов: история и поэтика русской литературы XX – XXI вв, современная поэзия, теория стиха.
О курсе:
Русская литературная критика – уникальное явление, беспрецедентный в мировой культуре пример описания литературного процесса в трудах, которые подчас не уступают объекту изучения по своим эстетическим качествам. Профессиональным критикам В.Г. Белинскому, Н.Г. Чернышевскому, А.В. Дружинину, А.А. Григорьеву, К.И. Чуковскому, А.К. Воронскому, В.Я. Лакшину, Л.А. Аннинскому, В.В. Кожинову удавалось быть властителями дум, и они по праву могут считаться классиками русской литературы, наряду с писателями, к творчеству которых обращались в своих трудах. Писательская критика – статьи, принадлежащие перу В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, И.Ф. Анненского, В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, – составляют неотъемлемую и очень важную часть отечественной литературы. Литературная критика в России не просто отражает, а во многом определяет и направляет литературу, а критик становится одним из основных организаторов литературного процесса. Отечественные литература и критика неразрывно связаны, взаимодополняют друг друга и вместе составляют единое целое. В рамках предлагаемого курса литература и критика рассматриваются в их взаимодействии, история русской словесности осмысляется сквозь призму ее оценок в критических работах. Таким образом, выстраивается последовательная картина истории русской литературы и ее критической рефлексии на протяжении более чем трех столетий: с XVIII по XXI вв.
Структура курса:
Модуль 1. Отражение литературного процесса XVIII – XIX веков в русской литературной критике (д.ф.н., профессор кафедры мировой литературы Травников С.Н.)
Модуль 2. Литературно-критическая деятельность русских писателей (д.ф.н., доцент кафедры мировой литературы Леонов И.С.)
Модуль 3. Русская литературная критика эпохи Серебряного века (д.ф.н., профессор кафедры мировой литературы Савченко Т.К.)
Модуль 4. Русская литература в зеркале зарубежной критики (к.п.н., доцент, декан филологического факультета Соломонова А.А.)
Модуль 5. Русская литература и литературная критика второй половины XX – начала XXI веков в культурно-историческом и общественно-политическом контексте (к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой мировой литературы Пашков А.В.)
Цель освоения онлайн-курса:
Формирование целостного представления о закономерностях развития русской литературы, об отражении литературного процесса XVIII–XXI веков в трудах ведущих критиков и о роли литературной критики как в литературоведческой науке, так и в обществе в целом.
Задачи освоения онлайн-курса:
ознакомление обучающихся с освещением русской литературы XVIII–XXI веков в трудах ведущих литературных критиков; ознакомление обучающихся с литературно-критической деятельностью русских писателей; раскрытие для обучающихся важного значения литературной критики в развитии, изучении и продвижении литературы;
В результате изучения дисциплины выпускник должен:
Знать: сущность литературной критики как научной дисциплины и как области литературного творчества; основные жанры литературной критики, специфику русского литературнохудожественного («толстого») журнала, его роль в истории отечественной культуры, особенности журнальной полемики; основные этапы развития русской литературной критики XVIII – XIX веков, имена и труды ведущих литературных критиков XIX века, их роль в развитии русской литературы; особенности литературно-критической деятельности русских писателей XIX века; особенности интерпретации русской литературы критикой эпохи Серебряного века; основные тенденции в изучении русской литературы зарубежной критикой; специфику отражения литературной ситуации и общественно-политических процессов второй половины XX – начала XXI веков в русской литературной критике
Уметь:
формировать круг чтения, исходя из оценок и рекомендаций литературной критики; верно истолковывать замысел литературного критика в широком культурноисторическом и общественно-политическом контексте; определять и характеризовать жанр литературно-критического сочинения; вырабатывать собственное критическое отношение к литературному произведению
Владеть: навыками самостоятельного анализа литературно-критических работ; навыками составления библиографии литературно-критических источников, посвященных тому или иному периоду истории русской литературы - навыками написания аннотации, рецензии; навыками поиска и реферирования литературно-критических работ, опубликованных в литературно-художественных журналах, с учетом эстетической и общественно-политической специфики изданий
Формируемые компетенции:
Онлайн-курс способствует формированию компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки «Филология»:
- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов;
- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
Входные требования
Базовые знания в области истории русской литературы (периодизация, персоналии, основные произведения)
Длительность курса
6 недель.
Сроки обучения
Обучение началось в феврале 2021 г.