Нарушения чтения и письма у детей: Обзор курса

Онлайн-курсы «Нарушения чтения и письма у детей» посвящены проблеме дислексии.
Открытый и бесплатный онлайн-курс «Нарушения чтения и письма у детей: Обзор курса» позволяет слушателям ознакомиться с обзором основных вопросов, связанных с дислексией — одной из распространенных проблем обучения детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения и письма. Несмотря на трудности в обучении чтению и письму, во многих других областях деятельности ребёнок может быть одаренным, зачастую проявляя выдающиеся способности в математике, физике, живописи, музыке.
Для слушателей, желающих получить углубленные знания по проблематике, связанной с  дислексией, на портале «Образование на русском» представлен онлайн курс, разработанный под эгидой Ассоциации родителей и детей с дислексией в партнерстве с ведущими специалистами в области анализа и коррекции нарушения чтения и письма у детей. 
Преподаватели и специалисты, желающие повысить уровень профессиональных компетенций в области анализа и коррекции нарушений письма и чтения у детей, могут пройти полный курс обучения  по  образовательной программе повышения квалификации «Нарушения чтения и письма у детей» объемом 72 ак. час.  Стоимость обучения преподавателей и специалистов  с получением удостоверения о повышении квалификации установленного образца – 15 000 рублей.
Все заинтересованные лица, независимо от уровня образования и профессии, желающие приобрести первичные ознакомительные компетенции  по проблеме выявления, преодоления и профилактики нарушений письма и чтения у детей, могут пройти обучение по дополнительной общеразвивающей программе для взрослых «Нарушения чтения и письма у детей» объемом 60 ак. час. Данная программа реализуется без итоговой аттестации с получением электронного сертификата участника программы. Стоимость обучения слушателя с получением электронного сертификата участника программы  – 10 000 рублей.
Для участия в программе повышения квалификации и в общеразвивающей программе необходимо:
- зарегистрироваться на портале «Образование на русском» (https://pushkininstitute.ru/);
- направить заявку на обучение (в свободной форме)  на электронный адрес   dyslexia@pushkininstitute.ru , или  
 fdo@pushkin.institute  с темой письма «Нарушения чтения и письма у детей».
Договор об обучении по программе и платежные реквизиты высылаются отдельно на основании заявки на обучение.

 

АВТОРЫ КУРСА

Черниговская Татьяна Владимировна, доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией когнитивных исследований ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Безруких Марьяна Михайловна,  доктор биологических наук, профессор, директор ФГБНУ "Институт возрастной физиологии" Российской академии образования, научный руководитель лаборатории возрастной психофизиологии ИВФ РАО, академик РАО

Григоренко Елена Леонидовна, доктор психологических наук, профессор, профессор факультета психологии Йельского университета

Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Корнев Александр Николаевич, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой логопатологии ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава РФ

Русецкая Маргарита Николаевна,  доктор педагогических наук, доцент, ректор ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им.А.С. Пушкина»

Кулибина Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, начальник методического отдела по русскому языку ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»

Алмазова Анна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Мисаренко Галина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Прищепова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии «ИДОиР ФГОБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена»

Величенкова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии ИСОиКР ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Лагутина Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Ишимова Ольга Анатольевна, старший методист  Городского Методического Центра города Москвы

 

Цель обучения по программе повышения квалификации

Совершенствование у педагогов и специалистов профессиональных компетенций в области анализа и коррекции нарушений письма и чтения у детей.

Цель обучения по общеразвивающей программе 

Формирование у слушателей первичных ознакомительных компетенций  по проблеме выявления, преодоления и профилактики нарушений письма и чтения у детей.

Краткое описание программы

Онлайн-курс «Нарушения чтения и письма у детей» предназначен для специалистов, работающих с детьми с дислексией и дисграфией. Сертифицированная программа повышения квалификации, рассчитанная на 72 часа, включает видеолекции преподавателей ведущих вузов страны и обучающие материалы и задания.

Структура программы

Модуль 1. Язык и ребенок: овладение устной и письменной речью

Язык и ребенок: овладение устной и письменной речью. Основные этапы речевого развития ребенка. Нарушения речи у детей. Русское письмо как знаковая система. Лингвистические процессы (фонология, орфография, морфология) и их роль в русском чтении и письме. Психофизиологические механизмы формирования навыков письма и чтения. Психологическая структура письма. Психологическая структура чтения. Методика обучения грамоте. Дидактогенные причины трудностей обучения письму и чтению. Леворукие дети: особенности развития, подготовка и обучение письму и чтению.

Модуль 2. Нарушения чтения и письма у детей

Нарушения письма и чтения у детей: введение. Современное состояние проблемы нарушений письма и чтения у детей: мировой и отечественный опыт. Этиология нарушений письма и чтения у детей. Симптоматика дисграфии у младших школьников. Основные проявления дизорфографии. Трудности формирования самостоятельной письменной речи у школьников. Дислексия: нарушение технической и смысловой сторон чтения. Основные подходы к изучению и коррекции нарушений письма и чтения у детей. Психолого-педагогический подход к изучению нарушений письма и чтения. Клинический подход к исследованию дислексии и дисграфии. Нейропсихологический подход к анализу школьных трудностей.

Модуль 3. Анализ школьных трудностей

Диагностика трудностей в обучении. Комплексная диагностика трудностей  формирования навыков письма и чтения. Анализ ошибок письма младших школьников. Изучение письменной речи учащихся. Обследование чтения у младших школьников. Обследование устной речи учащихся (развернутое и экспресс-обследование). Исследование фонологических процессов у детей школьного возраста. Исследование интеллекта у детей с трудностями в обучении. Изучение зрительных и зрительно-пространственных функций у детей. Исследование праксиса у детей. Исследование регуляторных функций у детей.

Модуль 4. Организация помощи детям с нарушениями чтения и письма

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями письма и чтения в России. Нормативно-правовая база обучения детей с особыми возможностями здоровья. Адаптированная образовательная программа (АООП) 5.1: разработка содержания. Логопедическая работа в общеобразовательной школе. Задачи коррекционной работы. Перспективное планирование логопедических занятий в общеобразовательной школе. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи по пролонгированной программе. Обучение грамоте, русский язык и литературное чтение в АООП 5.2. Дополнительные дисциплины предметного блока «Филология» в АООП 5.2.

Модуль 5. Коррекция дисграфии

Основные направления и приемы коррекции нарушений письма. Развитие устной речи школьников с нарушениями письма и чтения. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков языкового анализа и синтеза: текст, предложение, слово. Обучение слоговому анализу и синтезу. Развитие навыков звукового анализа. Развитие зрительных и зрительно-пространственных функций. Развитие графомоторного навыка. Развитие регуляторных функций.

Модуль 6. Коррекция дизорфографии

Преодоление дизорфографии: основное содержание работы. Специальная методика обучения русскому языку. Формирование теоретических знаний в области фонетики. Развитие орфографической зоркости. Развитие лексических и грамматических навыков у детей с дизорфографией. Обучение морфемному и словообразовательному анализу. Изучение частей речи в коррекции дизорфографии. Формирование алгоритма решения орфографической задачи. Правописание безударных гласных в корне слова. Работа со словарными словами.

Модуль 7. Коррекция дислексии

Преодоление дилексии: отечественные и зарубежные методики. Развитие технической стороны чтения. Формирование звуко-буквенных связей. Дифференциация букв, обозначающих близкие звуки. Дифференциация оптически сходных букв. Автоматизация слогослияния. Формирование синтетических приемов чтения. Развитие навыка зрительного слежения при чтении. Формирование смыслового чтения.

Модуль 8. Обучение чтению художественной литературы детей с дислексией

Уроки чтения для всех! Методика обучения чтению художественной литературы очно и онлайн. Организация урока чтения. Варианты сценария урока чтения. Поликодовый сценарий. Мультимедийный интерактивный урок чтения в цифровой среде. Интерактивный авторский курс «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой». Возможности использования онлайн-уроков чтения.  Онлайн-уроки чтения как средство коррекции дислексии.

Модуль 9. Профилактика дислексии и дисграфии

Подготовка  и готовность к письму и чтению, раннее прогнозирование трудностей в обучении. Система подготовки к школе дошкольников с речевыми нарушениями. Обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями. Выявление предрасположенности к дислексии и дисграфии у детей: МРВД.  Обучения грамоте первоклассников с предрасположенностью к дислексии: планирование занятий. Работа по развитию буквенного гнозиса. Развитие техники чтения у первоклассников. Работа над пониманием прочитанного у первоклассников. Формирование навыка письма у учащихся 1 класса.

Теги:

Способ прохождения