Вводно-фонетический курс русского языка как иностранного для носителей китайского языка
Курс разработан Южно-Уральским государственным университетом в сотрудничестве с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина
Авторы курса
Харченко Елена Владимировна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка как иностранного.
Является автором-разработчиком учебных курсов: История и методология науки; Лингвокультурология и этнопсихолингвистика; Основы научного стиля; Практикум по методам изучения грамматической системы современного русского литературного языка; Современные научные парадигмы и методология лингвистических исследований; Тренинг профессионально-ориентированной риторики, дискуссий и общения. Область научных интересов: теория языка, психолингвистика, социолингвистика, лингвокультурология, лингводидактика, профессиональное общение.Автор более 180 публикаций, в том числе монографии, методические и учебные пособия, научные статьи и учебные материалы в российских и зарубежных издательствах и профессиональной периодике.
Березовская Ядвига Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, руководитель научно-образовательного и координационного центра «Институт Пушкина».
Область научных интересов: организационная лингвистика, языковая картина мира, русский язык как иностранный. Является автором-разработчиком учебных курсов: Иностранный язык (русский); Русский язык как иностранный; Иностранный язык в профессиональной деятельности; Семинар по русскому языку как иностранному. Имеет 53 публикации, из них 3 учебных пособия, 1 учебно-методическое пособие, 9 научных статей в журналах, входящих в Перечень рецензируемых изданий (ВАК), 2 научные статьи, индексируемые базой Web of Science, используемые в педагогической работе.
Валеева Дина Маратовна, преподаватель кафедры русского языка как иностранного, руководитель Центра социокультурной адаптации для иностранных студентов.
Область научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, современные образовательные технологии в обучении русскому языку как иностранному, лингвокультурология, межкультурная коммуникация. Является автором-разработчиком учебных курсов: Русский язык как иностранный. Имеет 5 публикаций, из них 1 научная статья в журнале, входящем в Перечень рецензируемых изданий (ВАК), 1 научая статья, индексируемая базой Web of Science.
Доронина Елена Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, руководитель центра тестирования и языковой подготовки.
Сфера научных интересов: проблемы восприятия и интерпретации инокультурного текста, психолингвистика, лингводидактика. Является автором-разработчиком учебных курсов: Информационные технологии; Классические и современные концепции отечественной и зарубежной русистики; Основы теории тестов и практика тестирования; Практикум по методам изучения грамматической системы современного русского литературного языка; Русский язык и культура речи; Русский язык как иностранный; Стилистика современного русского литературного языка. Имеет 50 публикаций, из них 5 учебно-методических и 45 научных работ, используемых в педагогической практике. Три статьи опубликованы в журналах, входящих в базы цитирования Web of Science.
Казакова Юлия Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного.
Область научных интересов: проблемы восприятия и интерпретации инокультурного текста, психолингвистика, лингводидактика, фразеология. Является автором-разработчиком учебных курсов: Активные процессы в современном русском языке; Классические и современные концепции отечественной и зарубежной русистики; Методы изучения грамматической системы современного русского литературного языка; Методы обучения аудированию; Основы теории обучения русскому языку как иностранному; Практикум по методам изучения грамматической системы современного русского литературного языка; Русский язык как иностранный. Имеет 50 публикаций, из них 8 учебно-методических пособий и 42 научные работы, используемых в педагогической практике. Две статьи опубликованы в журналах, входящих в базы цитирования Web of Science.
Панова Роза Сафаргалиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного.
Область научных интересов: проблемы формирования письменной речи, фонетическая интерференция, методика преподавания русского языка как иностранного, образовательные технологии обучения русскому языку как иностранному. Является автором-разработчиком учебных курсов: Классические и современные концепции отечественной и зарубежной русистики; Методика обучения видам речевой деятельности; Основы профессионально-ориентированного перевода (русский язык); Практикум по методам изучения грамматической системы современного русского литературного языка; Практикум по языку региона специализации и профессионально-ориентированному переводу (русский язык); Русский язык как иностранный; Язык региона специализации (русский язык). Имеет более 30 публикаций, в том числе монография, методическое пособие, научные статьи и учебные материалы в российских и зарубежных издательствах и профессиональной периодике.
Шарафутдинова Олеся Ильясовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного.
Область научных интересов: политическая лингвистика, образ мира, русский язык как иностранный, грамматика русского языка. Является автором-разработчиком учебных курсов: Фонетика современного русского языка; Классические и современные концепции отечественной и зарубежной русистики; Русский язык как иностранный. Имеет более 50 публикаций, в т.ч. монографии, методические и учебные пособия, научные статьи
Шестакова Людмила Ивановна, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения.
Область научных интересов: интернационализация образования, профессиональные коммуникации, геоинформационные технологии, региональное сотрудничество. Является автором-разработчиком учебных курсов: История и методология науки. Имеет более 50 публикаций, в т.ч. учебные пособия, научные статьи, свидетельства о регистрации программ, из них 3 научные статьи, индексируемые базой Web of Science, используемые в педагогической работе.
О курсе
Курс будет интересен иностранным обучающимся, не знакомых с фонетикой русского языка, имеющих нулевой уровень владения русским языком.
Курс состоит из шести модулей. Каждый модуль курса содержит 5 видеоуроков, обучающих слушателей правильному произнесению русских звуков и их сочетаний, простых слов и предложений. Видеоуроки сопровождаются субтитрами на русском и китайском языках.
Для тренировки русских звуков в курс включен виртуальный тренажер, который — подобно учителю — "на слух" определяет правильность произношения букв алфавита, запоминает все правильно выполненные упражнения и дает им оценку.
В завершение каждого модуля предлагается пройти контрольный тест. Курс завершается итоговым тестированием.
Целевая аудитория курса
Иностранные обучающиеся, носители китайского языка
Необходимый уровень подготовки
Нулевой уровень владения русским языком как иностранным.
Длительность курса
6 недель
Результаты изучения курса
По окончании курса слушатели смогут:
- правильно произносить и распознавать русские звуки, в том числе звуки, вызывающие наибольшие затруднения. Например, для носителей китайского языка это звуки [Р], [Л], [Ы], а также различать звонкие и глухие согласные;
- освоить правильное произношение многосложных слов, овладеть ритмикой русского слова;
- научиться различать интонации русской речи. Понимать смысл фраз, произнесенных с разной интонацией.