Сергей Есенин. «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою...»
Курс разработан Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке Департамента образования города Москвы
Авторы курса
Савченко Татьяна Константиновна – доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, старший научный сотрудник Есенинской группы Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Лауреат Международной Есенинской премии «О Русь, взмахни крылами…» (2015). Автор онлайн-курсов «Круг чтения современного человека», «Русская литература ХХI века: помощь в подготовке к ЕГЭ». Сфера научных интересов: литература Серебряного века, литература Русского зарубежья, имажинизм, творчество С.А. Есенина, русская поэзия ХХ-ХХI вв., современная русская литература, методика преподавания русской литературы в иностранной аудитории. Автор около 300 научных работ по проблемам русской литературы ХХ-ХХI веков.
Николаева Алла Александровна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Есенинской группы Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН.
О курсе
Курс посвящен личности и творчеству национального русского поэта С.А. Есенина. О Есенине написано очень много, но особенности его творчества не раскрыты даже и наполовину. Все знают, что Есенин – великий русский национальный поэт, но, как справедливо писал философ Юрий Мамлеев, помимо обычных качеств, присущих гениальному поэту, у Есенина есть еще такое свойство, которое ставит его поэзию вне всяких мировых стандартов. Оно связано с тем, что поэзия Есенина вступает в соприкосновение с самым сокровенным, тайным уровнем русской души и русского бытия.
Структура курса
Модуль 1. «Лучшее, что я видел в жизни»: есенинские Москва и Россия
Биографические сведения – «В моих стихах»
Поэтика художественного мира Есенина
«Я люблю этот город вязевый…»: Москва
«Россия! Россия… Какое хорошее слово!»
Модуль 2. «Поэты все единой крови»: Есенин и русская поэзия
«А я стою, как пред причастьем…»: Есенин и писатели-классики
«Крестьянская купница»: Есенин и новокрестьяне
«С него началась моя литературная дорога»: Есенин и Блок
«Звонкий забулдыга-подмастерье»: Есенин и Маяковский
Модуль 3. «Поэзия без образа безобразна»: Есенин-имажинист
Имажинизм
Этапы развития русского имажинизма
Образ: «органический» или «механический»?
Особенности имажинизма С.А. Есенина
Модуль 4. «… Я запел про любовь…»: Влюбленный Есенин
Музы Есенина (1912–1920)
Музы Есенина (1920–1925)
Тема любви в «Персидских мотивах»
Есенинский женский портрет
Модуль 5. Есенин сегодня
Есенин и революция
Есенин и «есенинщина»
Борьба с «есенинщиной»
Актуальные проблемы современного есениноведения.
Целевая аудитория
Студенты, абитуриенты, школьники старших классов.
Необходимый уровень подготовки
Школьный курс русской литературы.
Длительность курса
36 ак. час.
Результаты изучения курса
В результате изучения курса слушатели получат представления о мировоззрении и творческом пути С.А. Есенина как национального русского поэта, основных темах его творчества, о специфике его философских и эстетических взглядов, об их эволюции в послереволюционные годы, познакомятся с важнейшими произведениями писателя.
Реализация в рамках образовательных программ
Курс может быть использован как дисциплина по выбору или как отдельный модуль дисциплин, ориентированных на изучение истории русской (отечественной) литературы по направлениям подготовки бакалавриата:
45.03.01 – Филология
45.03.02 – Лингвистика
44.03.01 – Педагогическое образование: русский язык и литература
Курс может быть использован при реализации программ дополнительного образования и самообразования слушателей, интересующихся историей и теорией русской литературы.
Документ об обучении
Слушатели могут получить сертификат об освоении курса при условии успешного прохождения итогового тестирования с прокторингом на договорной основе.
Савченко Т.К., Николаева А.А. Сергей Есенин. «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою...» Массовый открытый онлайн-курс // Портал «Образование на русском» / URL: http://pushkininstitute.ru/school/external_courses/295