Секреты успешного сочинения
Курс разработан Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке Департамента образования города Москвы
Авторы курса
Жукова Арина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.
Область научных интересов связана с ортологией, стилистикой русского языка. Руководитель рабочей группы по разработке заданий онлайн-олимпиады для начальной школы «Русский с Пушкиным». Является автором учебного пособия «Литературное редактирование: основные понятия, упражнения и задания (на материале текстов СМИ) (учеб. пособие для студентов-филологов)» (М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2013).
Кудоярова Татьяна Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.
Область научных интересов связана с вопросами методики преподавания русского языка как родного и как неродного. Является автором дополнительной общеразвивающей программы для обучающихся школ «Литературное сочинение: как научиться его писать».
Соломонова Анастасия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.
Область научных интересов связана с вопросами преподавания литературы в школе.
Щербаков Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.
Область научных интересов связана с вопросами стилистики русского языка, риторики, культуры русской речи. Является автором словарных статей в словаре-справочнике «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты» (М.: Флинта: Наука, 2005).
О курсе
В настоящее время особую актуальность для обучающихся приобретает умение писать сочинения разных форматов и жанров. Данный курс направлен на совершенствование умения писать литературное сочинение, в частности, анализировать текст художественного произведения, грамотно аргументировать свои и чужие мысли, правильно понимать и раскрывать предлагаемые темы сочинения, логично выстраивать рассуждения, избегать ошибок в изложении материала, а также исправлять их.
Структура курса
Модуль 1. Литературное сочинение: как научиться его писать
Общие требования к сочинению. Анализ формулировки и выбор темы сочинения
Композиция сочинения, литературоведческая и общественно-политическая лексика сочинения. Уместное, умелое цитирование
Эпиграф. Работа над вступлением
Работа над основной частью сочинения. Доказательства в сочинении
Работа над заключением сочинения
Модуль 2. Использование литературных аргументов в сочинении
Литературный аргумент: общие положения и методические рекомендации
Теоретико-литературные понятия
Список «универсальных» произведений
Тематические направления итогового сочинения 2017/18 уч. г.
Модуль 3. Средства речевой выразительности
Звуковые выразительные средства
Лексические выразительные средства
Выразительные средства словообразования и морфологии
Выразительный потенциал синтаксиса
Выразительные средства в сочинениях
Неудачное использование выразительных средств языка в сочинениях
Модуль 4. Как совершенствовать свой текст
Понятие о саморедактировании
Точность речи. Выбор слова.
Ясность речи
Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность
Грамматическая сочетаемость
Целевая аудитория
Школьники старших классов, которые готовятся писать итоговое сочинение.
Необходимый уровень подготовки
Владение базовыми знаниями в области стилистики русского языка, литературы. Школьник должен иметь представления об основных разновидностях сочинения (эссе, сочинение-рассуждение, сочинение-описание).
Длительность курса
36 ак. час.
Результаты изучения
В результате освоения курса слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:
слушатель должен знать:
структуру литературного сочинения, общие требования к нему; значение литературоведческих терминов по теме курса;
слушатель должен уметь:
правильно понимать и раскрывать предлагаемые темы сочинений, строить логичное рассуждение по теме литературного сочинения, аргументировать свои мысли, использовать выразительные средства современного русского языка;
слушатель должен владеть:
навыками анализа литературного произведения, навыками анализа темы литературного сочинения, навыками самостоятельного написания и редактирования текстов литературных сочинений, навыками уместного употребления стилистических тропов и фигур.