История лингвистических учений
Лектор курса
Михалёв Андрей Борисович, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания, русской филологии, литературного и журналистского мастерства Пятигорского государственного лингвистического университета.
Михалёв Андрей Борисович в течение почти 20-ти лет читает лекции по дисциплинам "Общее языкознание" и "История языкознания" для студентов старших курсов. В последние два года преподает также дисциплины "Общее языкознание и история лингвистических учений", "Методы лингвистического анализа" и "Фоносемантика" в магистратуре. Является автором оригинальной концепции "Теория фоносемантического поля", предлагающей решение проблем происхождения и развития лексико-семантической системы языка.
О курсе
Курс «История лингвистических учений» нацелен на ознакомление выпускников школ, студентов и магистрантов с основными проблемами и парадигмами языкознания, с современным состоянием науки, методами и принципами изучения языка.
Структура курса
Модуль 1: Языкознание: 25-вековая история (введение).
Модуль 2: Античное языкознание: Древняя Индия, Греция и Рим.
Модуль 3: Языкознание Средневековья и Возрождения.
Модуль 4: Сравнительно-историческое языкознание.
Модуль 5: Психологическое направление в языкознании.
Модуль 6: Структурализм и современное языкознание.
Цели курса
Курс «История лингвистических учений» нацелен на понимание выпускниками школ, студентами, магистрантами и аспирантами полиаспектности объекта лингвистики, на осмысление основных методологических этапов в истории языкознания, их преемственности и взаимосвязи с социальным контекстом, на ознакомление с деятельностью наиболее представительных ученых и школ, на расширение лингвистического кругозора.
Необходимый уровень подготовки
Слушателям курса желательно иметь базовые знания по дисциплинам «Основы языкознания» и «Общее языкознание». Однако доступность изложения и необходимые разъясняющие комментарии позволяют привлечь самую широкую аудиторию слушателей, интересующихся историей развития научной мысли.
Результаты изучения курса
Обучающиеся должны получить представление о последовательности исторических изменений в научных взглядах на язык, о связи поворотных моментов в науке с социальным, культурным и мировоззренческим контекстами жизни общества, о связи определенных лингвистических проблем с именами, школами и эпохами. Курс также имеет целью развивать критическое отношение к «общепринятым истинам» и догмам, вырабатывать собственную позицию в постановке и трактовке встречающихся проблем.