Институт Пушкина провел встречу с московскими педагогами
16 октября в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина состоялась встреча педагогов московских школ с преподавателями кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации.
Профессор Владимир Аннушкин и доцент Ольга Горбич рассказали коллегам о мероприятиях для школьников и педагогов, которые институт организует совместно с Департаментом образования города Москвы.
Эта разнообразная деятельность реализуется в рамках трех крупных проектов: «Литературное многоборье», «Университетские субботы» и «Университетский округ».
«Литературное многоборье»
Проект «Литературное многоборье» представляет собой комплекс мероприятий по русской словесности и речевому мастерству.
Конкурс ораторов «Слово – золото» предназначен для учащихся 8-11 классов. Для участия в отборочном этапе школьники высылают в оргкомитет видеофайл с ораторским выступлением. Завершающий этап Институт Пушкина проведет 12 ноября: в трехминутном выступлении финалисты должны будут не только раскрыть тему, но и проявить артистизм и способность к убеждению. Ораторский поединок будет жарким, учитывая, что тему для выступления участники узнают только накануне финала.
Впервые в рамках «Литературного многоборья» проводятся конкурсы социальной рекламы «Грамотный мегаполис» и литературных перфомансов «Поэтические эксперименты».
«Грамотный мегаполис» направлен на повышение интереса ребят к углубленному изучению русского языка. Для участия в заочном этапе необходимо подготовить и прислать рукописные или печатные плакаты или видеоролики по актуальным проблемам русского языка. Работы можно готовить индивидуально либо в составе группы в 2-3 человека. Срок: до 7 ноября 2017 года, адрес: litmnogoborye@pushkin.institute (тема письма «Конкурс социальной рекламы»). В финале участники будут писать рекламный текст на предложенную организаторами тему.
«Поэтические эксперименты» также пройдут в два этапа. На заочном этапе учащиеся создают видеоролик, представляющий собой визуализацию одного из произведений русской литературы. По рекомендации Ольги Ивановны, «работы должны быть яркими, зрелищными и интересными». Отправить видеоролики можно до 15 ноября на адрес:kon_perform@rambler.ruОчный этап пройдет во второй половине ноября, на нем финалисты будут создавать центоны – стихотворения, целиком составленные из строк других стихотворений.
Конкурс диктантов в этом году посвящен 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого и проводится для учеников 7 классов. Специалисты Института Пушкина подготовили для семиклассников текст диктанта на основе романа «Князь Серебряный» и творческое задание.
Конкурс проходит в три этапа: школьный (сентябрь – 26 октября); заочный (26 октября – 6 ноября) и городской, финальный. Для участия в заочном этапе сканированная работа победителя школьного этапа загружается на сайт konkurs.mosmetod.ru Списки победителей окружного этапа будут размещены на сайте Городского методического центраwww.mosmetod.ru Финал конкурса пройдет 11 ноября в Институте Пушкина.
В цикл «Литературное многоборье» входит и конкурс эссе «Имя буквы» для учащихся 5–9 классов с тремя этапами: школьный, заочный и городской финальный в Институте Пушкина во второй половине ноября. Жанр конкурсной работы выбирается участником: эссе, сочинения-рассуждения или лингвистической сказки. Темы школьного этапа в 2017 году связаны с использованием пословиц: «Острый язык – дарование, а длинный – наказание», «Не торопись отвечать, торопись слушать», «Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет», и т.п.
Помимо перечисленных мероприятий, 2 декабря в Институте Пушкина пройдет финал конкурса чтецов «Живое литературное слово», который всегда вызывает ажиотаж среди любителей прозы и поэзии. Кроме того, в рамках городской олимпиады «Московский школьник XXI века» институт проведет конкурс «Знаем русский язык» для ребят с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
«Университетские субботы»
Этот семейный проект реализуется столичными вузами с 2013 года и сразу полюбился школьникам и их родителям. «Университетские субботы» в Институте Пушкина представляют собой лекции, мастер-классы, экскурсии, которые проводят лучшие преподаватели вуза на тему русского языка, литературы, культуры и истории России. В ноябре-декабре 2017 года пройдут занятия на такие темы: «Новая русская фразеология», «А не рассказать ли вам анекдот?» – истории из жизни русских писателей», «Глобальный проект: утопия или реальность?», «Невербальная коммуникация: загадки человеческих сигналов», «Мультистилистика», «Современная русская литература и мультипликация: Л. Филатов и Л. Петрушевская», «Стойло Пегаса», или Что такое имажинизм?», «Язык: «диктатор», «дом, в котором мы живём» или «вольница», «Интересные случаи русской пунктуации», «От Хотина до Переделкина. Geniusloci русской литературы XVIII–XX веков», «Фауст эпохи научно-технического прогресса: надежда или угроза?», «Разные лица языковой нормы».
Записаться для посещения Института Пушкина можно на сайте проекта «Университетские субботы»: us.dogm.mos.ru
«Университетский округ»
Проект «Университетский округ» – это цикл мероприятий, направленных на повышение качества реализации образовательных программ по русскому языку и литературе в школах.
«В этом году научно-методические семинары для педагогов объединены актуальной темой «Организация обучения в полиэтнических школах», – рассказала участникам встречи Ольга Горбич. Для преподавателей и руководителей сферы образования организован ряд семинаров, на которых рассматриваются: специфика обучения детей, для которых русский язык не является родным; личностно-ориентированные педагогические технологии в преподавании русского языка; формирование риторических и коммуникативных компетенций с учетом особенностей учащихся (дети-билингвы, дети с ОВЗ, одаренные дети); формирование медиакультуры преподавателей и медиаграмотности учащихся; интеграция основных и дополнительных образовательных программ по филологии в школе; сопровождение проектной деятельности учеников.
В рамках «Университетского округа» проводятся мероприятия и для школьников по целому ряду направлений.
Для любителей раскрывать тайны преподаватели Института Пушкина подготовили и провели литературные квесты «Рукописи не горят», «Кто настоящий отец Буратино», «Загадки чеховской прозы»; впереди – «Тайны и загадки творчества А.С. Пушкина», «Занимательная атрибуция авторства Тихого Дона», «Сюжеты русской литературы XIX века».
Литературный салон Института Пушкина в ноябре-декабре проводит встречи на темы: «Азбука национального характера в сказках Пушкина», «Феномен Болдинской осени в произведениях А.С. Пушкина», «Несчастная любовь в мировой литературе», «Рождество и маскарады Серебряного века».
Ольга Ивановна рассказала о работе «Школы юного филолога» Института Пушкина. Учащиеся 8-10 классов приняли участие в конкурсе на лучшее эссе «Несколько слов о главном», рассуждая на такие непростые темы, как: «Слово может убить или спасти…», «Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь» и другие. Для будущих журналистов и пиарщиков «Школа юного филолога» подготовила еще два соревнования: конкурс новостных репортажей «Говорит и показывает… школа!» и фестиваль-конкурс рекламных слоганов «Заяви о себе».
«Университетский округ» проводит также цикл виртуальных экскурсий «По следам литературных героев», просветительские мероприятия «День науки в школе» и Киноклуб.
Профессор Аннушкин подробно остановился на подготовке детей к участию в конкурсе «Юный чтец», рассказал, как ориентировать школьников, помогать выбирать тексты и работать над ними: «Учите ребят соблюдать паузы, интонировать и развивать свою речь». Владимир Иванович провел для коллег мастер-класс по ораторскому искусству и не только дал практические советы, но и наглядно продемонстрировал артистическое владение словом.
Подробную информацию о мероприятиях для школьников и педагогов при поддержке Департамента образования города Москвы можно найти на сайте Института Пушкина: pushkin.institute (Главная страница – Институт, открытый городу- Мероприятия при поддержке Департамента образования города Москвы)
Статья опубликована в № 21 2017 года
Андрей Аллаяров,
Валерия Жамкина