Круглый стол по проблемам функциональной лингвистики в Шуменском университете
4 декабря 2015 г. Кафедра русского языка и Центр по русистике Шуменского университета имени Епископа Константина Преславского стали организаторами Круглого стола на тему „Актуальные проблемы функционально-семантического описания языка”. Мероприятие было посвящено 65-летию проф. Тотки Ивановой, долгие годы работающей в области функциональной лингвистики.
Школа функциональной лингвистики в Шуменском университете имеет давние традиции. Ее основы были заложены в 80-е годы работами доц. А. Николовой. В дальнейшем исследования в функционально-семантической парадигме были продолжены проф. Т. Ивановой, доц. Ст. Атанасовой, доц. Ст. Калевой, доктором Хр. Дамяновой. Аспекты функционально-семантического описания языка лежат в основе восьми выпусков популярного в славистике научного издания «Проблемы когнитивного и функционального описания русского и болгарского языков». Функциональная школа постепенно утверждалась в трудах шуменских исследователей: были защищены 4 диссертации, 2 хабилитационных труда, написаны 4 монографии, свыше 200 студий и статей. В фокусе внимания были семантические категории субъектности, объектности, каузальности, локативности, темпоральности, посессивности, модальности, квантитативности и др.
Заседание Круглого стола открыла заведующая кафедрой Русского языка, проректор Шуменского университета доц. д-р Стефка Петкова-Калева, которая представила историю развития школы функциональной лингвистики в Шуменском университете. Проф. д-р Тотка Иванова познакомила коллег с одной из последних своих работ, посвященных категории модальности и поделилась своими идеями о создании новой интегральной когнитивно-функциональной модели описания категории. Доц. д-р Анна Николова представила аудитории возможности применения функционально-семантического подхода при обучении студентов-русистов, поделилась с молодыми коллегами своим опытом преподавания русского языка как иностранного. Работа Круглого стола была продолжена обсуждением актуальных проблем функционально-семантического описания языка.