Грамотный русский


Регистрация
%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b9 %d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9

Курс разработан Институтом Пушкина при поддержке Департамента образования г. Москвы

Авторы курса

Киров Евгений Флорентович – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и русского языкознания Института Пушкина. Сфера научных интересов: теория языка, дискурс и текст, история языкознания, фонетика и фонология современного русского языка, описание русского языка как иностранного и неродного, теория русской грамматики, русская фразеология. Автор более 120 научных публикаций.

Саакян Левон Николаевич - доцент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета Института Пушкина, кандидат филологических наук. Автор более 50 научных и научно-методических работ. Область интересов: прагмалингвистика, семантика, билингвизм, непрямая коммуникация, теория языка, русский как иностранный.

О курсе
Курс призван расширить представление слушателей о происхождении и функционировании языка. Авторами освещены вопросы становления письменности, рассмотрены принципы работы речевого и слухового аппарата человека.
С помощью наглядных схем описан процесс перехода от звука к слову. Систематизированы сведения о частях речи русского языка, структура предложения показана через метафору "театра".
Курс расскажет о том, как язык отражает наше понимание мира, как говорящие подчиняются законам языка и задают границы их трансформации. Завершается серия лекций обращением к языковым играм: ребусам, каламбурам и серьезным лингвистическим задачам, без которых язык в живом и творческом человеческом общении немыслим.

Структура курса
Вводная лекция. Происхождение языка
Модуль 1. О звуках русской речи. От звука к букве
Звуки русского языка. Артикуляция
Звуки русского языка. Слуховое восприятие
Русские гласные и согласные звуки
Нормы русской орфоэпии
Происхождение русской письменности

Модуль 2. От звука к слову. От слова к предложению
От звука к слову
Части речи русского языка (основные)
Части речи русского языка (местоименные и служебные)
От слова к предложению

Модуль 3. Теория коммуникации и русский язык
Язык: «диктатор», «дом, в котором мы живем» или «вольница»?
Языковые игры и задачи

Целевая аудитория курса
Курс предназначен в первую очередь для учащихся среднего и старшего школьного возраста, однако, безусловно, будет полезен всем, кто интересуется вопросами языка и коммуникации

Необходимый уровень подготовки
Владение базовыми знаниями по русскому языку

Длительность курса
36 часов

Результаты изучения курса
По итогам изучения курса «Грамотный русский» слушатели:
• познакомятся с современными научными взглядами на проблему происхождения языка
• получат сведения о системе современного русского языка на всех её уровнях: от фонетического до синтаксического
• систематизируют свои знания о работе артикуляционного и слухового аппаратов
• познакомятся с моделью значения слова, объясняющей его функционирование в речи
• получат представление о системе частей речи современного русского языка
• приобретут знания о структуре предложения как базовой синтаксической единицы
• узнают о степени влияния языка на жизнь и мировоззрение человека, о роли говорящего в языковых процессах
• научатся решать и придумывать лингвистические задачи, смогут участвовать и побеждать в языковых играх

Киров Е. Ф., Саакян Л. Н. Грамотный русский (нормы русского языка): Массовый открытый онлайн-курс.
М., 2015 // Портал «Образование на русском» / URL: http://pushkininstitute.ru/school/external_courses/92

Регистрация