Русская диалектология
Ольга Владимировна Васильева
Кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Сергей Алексеевич Мызников
Доктор филологических наук, заведующий словарным отделом Института лингвистических исследований РАН
О курсе
Курс «Русская диалектология», который содержит традиционные разделы по фонетике, грамматике, лексикологии, областной лексикографии диалектов русского языка, по своей организации кардинально отличается от аналогичных курсов, читаемых в российских вузах. Специфика «Русской диалектологии» состоит в том, что в нём показывается связь особенностей современных говоров с историей русского языка, а практическая работа ведётся на материале конкретных диалектных текстов как живого проявления самых разнообразных диалектных особенностей.
Структура курса
1. История русской диалектологии как науки. Методы изучения и описания говоров
2. Проблемы формирования русских говоров
3. Развитие русской диалектологии в конце XIX—XX веках
4. Понятие региолекта. Черты русских региолектов. региолект и диалект
5. Фонетическая система русских народных говоров
6. Фонетическая система русских народных говоров. Безударный вокализм после мягких согласных
7. Фонетический состав русских народных говоров. Консонантизм
8. Общие сведения о характере морфологических отличий русских говоров от литературного языка
Целевая аудитория курса
Студенты-бакалавры гуманитарных факультетов, обучающиеся по направлению 031000 «Лингвистика».
Необходимый уровень подготовки
От обучающихся требуется знакомство с содержанием курса «История русского литературного языка».
Длительность курса
1 семестр (32 академических часа).
Результаты изучения курса
Изучение курса «Русская диалектология» позволит студентам:
• получить навыки практического преподавания русского языка в диалектном окружении;
• лучше узнать историю развития современного русского языка;
• познакомиться с организацией полевой исследовательской работы диалектолога;
• расширить навыки работы с научной и справочной литературой;
• научиться систематизировать полученные теоретические знания и применять их на практике.