Историко-лингвистический комментарий к курсу русского языка
Курс разработан Научно-исследовательской словарной лабораторией НИИ исторической антропологии и филологии Магнитогорского государственного университета им. Г.И. Носова по заказу Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
Авторы курса
Шулежкова Светлана Григорьевна – доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член Фразеологической комиссии при Международном комитете славистов. Более 50 лет читает лекции по дисциплинам «Общее языкознание», «История лингвистических учений», «Старославянский язык», «История русского языка», «Семиотика», «Основы теории языка» и др. Сферы научных интересов: историческая фразеология, эптология, фразеография, история лингвистических учений, теория языка, старославянский язык, современный публицистический дискурс. Является основателем крылатологии как лингвистической дисциплины, автором более 400 публикаций, среди которых неоднократно переиздававшиеся учебные пособия по старославянскому языку, по истории лингвистических учений, хрестоматии по старославянскому языку, целого ряда словарей.
Клинкова Ирина Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Сферы научных интересов: русская ономастика, историческая лексикология и фразеология, методика преподавания историко-лингвистических дисциплин. Читает курсы старославянского языка, истории русского языка, русской диалектологии, социолингвистики и лексикографии. Как педагог ДО «Школа олимпиадного резерва» ежегодно готовит победителей и призёров областных и всероссийских олимпиад по русскому языку. Является автором около 100 публикаций, в том числе учебные пособия, монографии, словари, научные статьи.
Михин Артём Николаевич – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской словарной лаборатории НИИ исторической антропологии и филологии. Сферы научных интересов: языковая картина мира в творчестве Д.С. Мережковского, фразеография, фразеология, старославянский язык, этимология, лингвокультурология. Является автором около 40 публикаций, среди них коллективные монографии, словари, научные статьи.
Осипова Александра Анатольевна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской словарной лаборатории НИИ исторической антропологии и филологии, член Российской ассоциации лингвистов-когнитологов. Сферы научных интересов: языковая картина мира, художественная картина мира В.П. Астафьева, когнитивная лингвистика, лексикография, фразеография, семантика, современный политический дискурс, лозунги, призывы, девизы. Является автором около 70 публикаций, среди них монографии, словари, научные статьи в российских и зарубежных издательствах.
Позднякова Наталья Викторовна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской словарной лаборатории НИИ исторической антропологии и филологии. Сферы научных интересов: старославянский язык, древнерусский язык, фразеография, языковая личность, современный политический дискурс, современное плакатное искусство. Является автором около 50 публикаций, среди них монографии, словари, научные статьи в российских и зарубежных издательствах.
Сибилева Наталья Сергеевна – старший преподаватель. Сферы научных интересов: анализ и синтез лингвистических структур, автоматизация процесса распознавания лексем с использованием средств вычислительной техники, визуализация и представление результатов научной деятельности. Является автором около 40 публикаций, среди них учебные издания, научные статьи. Имеет 2 свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ.
О курсе
Приглашаем всех желающих в увлекательный мир под названием «Историко-лингвистический комментарий к курсу русского языка»! В русском языке, как в любом живом языке, действуют две тенденции. Одна из них – непрерывное стремление к обновлению, вторая – решительное сопротивление чрезмерному увлечению новшествами. Потому в русском языке сосуществуют и следы исторического прошлого, и элементы нового, только что зародившегося. Непрерывная борьба между этими двумя тенденциями делает язык богаче. В предлагаемом курсе раскрываются тайны многих загадочных явлений русского языка, связанных с историей его развития, начиная с праславянской эпохи, кончая современным его состоянием. Приятного Вам странствия по страницам истории русского языка!
Структура курса
1. Введение в курс. Лекция «Путешествие в прошлое русского языка» в 2 ч.; практикум «Учимся читать древние славянские тексты».
2. Исторические чередования русского языка, восходящие к праславянским фонетическим процессам.
3. Исторические чередования русского языка, восходящие к закономерностям исторического периода.
4. Тенденция к обновлению русского языка
5. Список литературы ко всему комплексу (с адресами расположения рекомендованных книг и статей в интернет-ресурсах).
6. Мультимедийный ресурс: электронный мини-словарь крылатых выражений из мультфильмов с историко-культурно-лингвистическим комментарием (для изучающих русский язык) «Ребята, давайте жить дружно!».
Целевая аудитория курса
Учащиеся старших классов, студенты и магистранты гуманитарных факультетов, учителя-словесники, все пользователи Интернета, стремящиеся дистанционно изучить русский язык.
Необходимый уровень подготовки
Доступность изложения и содержание комплекса позволяют подключиться к его освоению лицам независимо от их базового образования – от старшеклассников до учителей-русистов, для которых русский язык является родным, а также иностранным пользователям Интернета, изучающим русский язык дистанционно и находящимся на второй ступени его освоения.
Модульный характер структуры комплекса, который содержит практически 4 учебных курса, позволяет пользователю сосредоточиться на том учебном курсе, который представляет для него наибольший интерес.
Длительность курса
32 академических часа
Результаты изучения курса
Овладение комплексом «Исторический комментарий к курсу русского языка»» позволит обучающимся
- составить себе общее представление об основных тенденциях развития русского языка как фактора его совершенствования;
- получить сведения о закономерностях праславянской, восточнославянской и старорусской эпохи, повлиявших на становление звуковой системы русского языка;
- освоить различия между позиционными и историческими чередованиями в современном русском языке;
- изучить наиболее характерные исторические чередования в русских словах и овладеть знаниями об их происхождении;
- приобрести навыки историко-этимологического анализа структуры русского слова;
- уметь использовать приёмы нахождения слов старославянского происхождения;
- научиться распознавать иноязычные слова по их фонетическим и графическим признакам;
- приобрести навыки применения правил правописания русских слов, которые связаны с историей возникновения исторических чередований;
- научиться читать древние славянские тексты;
- заинтересоваться процессом создания словарей ранее не зафиксированных языковых единиц.