История России в образах великих соотечественников
Курс разработан Российским университетом дружбы народов (РУДН).
Авторы и лекторы курса
Мосейкина Марина Николаевна
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Линькова Елена Валентиновна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Головкин Александр Андреевич
магистр истории, аспирант кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
О курсе
Курс «История России в образах великих соотечественников» знакомит детей из семей мигрантов с ключевыми событиями истории России сквозь призму деятельности и личных качеств крупнейших исторических деятелей нашего государства. Обучающийся сможет познакомиться с основными памятниками культуры, духовными ценностями и традициями российского общества, уважительно относиться к ним, научиться понимать и уважать особенности национального и конфессионального состава РФ, оценить роль русского языка как средства межнационального общения.
Изучение курса позволит освоить культурный опыт российского народа, узнать его вклад в мировую историю и культуру.
Целью обучения является формирование у детей мигрантов знания истории и культуры России, воспитание уважения к многонациональному российскому народу, его традициям и законам как средства их адаптации и интеграции в российское общество.
Курс состоит из одиннадцати разделов.
Первые три раздела знакомят обучающихся с историей древней Руси, с преодолением политической раздробленности и образованием Московского государства через исторические личности князей Олега и Владимира, Ярослава Мудрого и Юрия Долгорукова, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана I. Освобождение от ордынской зависимости.
Четвертый раздел представлен эпохой Петра I и его реформами, культурой России XVIII в., правлением Екатерины II (Великой).
Пятый и шестой разделы программы освещают события, происходившие в Российской империи в XIX – начале XX вв.: Отечественная война 1812 года, развитие российской науки, культура первой половины XIX в., эпоха «великих реформ», Первая российская революция и её итоги, Мировая война.
Седьмой, восьмой, девятый и десятый разделы посвящены истории России XX века. Великая российская революция 1917 г., Февральская революция, советская культура 1920-1930-х гг., СССР в годы Великой Отечественной войны, CCCP в послевоенный период. 1945-1964 гг., СССР в 1964-1991 гг., Перестройка и распад СССР.
Одиннадцатый раздел посвящен политическому и экономическому развитию РФ. Реформы Б.Н. Ельцина. В.В. Путина. Знакомит с культурной жизнью и духовными традициями многонациональной современной России.
Структура курса
Древняя Русь.
Московское государство.
Россия в ХVII веке
Российская империя в ХVIII веке
Российская империя в первой половине ХIХ века
Россия во второй половине ХIХ – начале ХХ века
СССР в 1910-1930 годы
СССР в годы Великой Отечественной войны
CCCP в послевоенный период
СССР в 1964-1991 годы
Современная Россия
Целевая аудитория курса
Дети новых соотечественников, дети из семей мигрантов в возрасте 5 – 12 лет.
Необходимый уровень подготовки
От обучающихся не требуется специальных знаний
Длительность курса
36 академических часа
Результаты изучения курса
В результате изучения курса «История России в образах великих соотечественников» слушатели:
Узнают выдающихся деятелей государства и культуры России; основные этапы и ключевые события истории России; важнейшие достижения культуры и духовные ценности, сформировавшиеся в ходе исторического развития; хронологию основных событий истории России; социальную, национальную и конфессиональную структуру российского общества; историю отношений народов России.
Научатся применять полученные знания в семейном и поликультурном общении; находить взаимосвязь определенной эпохой исторических деятелей; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; давать оценку отдельным деятелям истории и явлениям культуры.
Использовать приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни для понимания событий и явлений современной России; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; общения с людьми другой культуры, национальной и конфессиональной принадлежности; понимания роли России в истории и развитии мировой культуры.