Практикум по анализу литературного произведения

Курс разработан Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке Департамента образования города Москвы

Автор курса
Дрейфельд Оксана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент Кемеровского государственного университета, литературовед, специалист по теории литературы и методике преподавания литературы; старший эксперт ЕГЭ по литературе; разработчик пакетов заданий для Всероссийской олимпиады школьников по литературе; член регионального жюри Кемеровской области Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

О курсе
Курс ориентирован на воспитание читательского вкуса и творческого воображения читателя; формирует представление о филологическом анализе и истолковании литературных произведений, а также специальном научном языке, с помощью которого описываются отдельные аспекты поэтики литературных текстов.
Позволяет изучить художественный язык произведений словесного творчества в процессе специально организованного активного чтения произведений классической и современной русской словесности.
Курс помогает выработать навыки чтения, анализа, описания и интерпретации художественных текстов.
В качестве материала для анализа выбраны произведения классической и современной русской литературы.

Структура курса
Модуль 1. Как анализировать литературные произведения?
Введение
Принципы описания и анализа литературных произведений
Чем отличается лингвистический и литературоведческий анализ литературного произведения?
Что такое литературное произведение?
Как анализировать образную систему литературного произведения?
Внутренние и внешние связи литературного произведения – что важнее?

Модуль 2. Образ мира и образ персонажа в литературном произведении
Введение
Чем отличаются художественное пространство и время от физических времени и пространства?
Как анализировать художественное пространство и время в произведениях литературы?
Какие аспекты нужно учитывать при анализе персонажа литературного произведения?
Персонаж или герой? - какие термины использовать при анализе образа человека в литературных произведениях
Как анализировать систему персонажей в литературном произведении?

Модуль 3. Хронотоп и сюжет как способы высказывания автора о мире
Как связаны между собой художественное пространство и время, события и сюжеты фольклорных и литературных произведениях?
Как происходят и как изображаются события в произведениях словесного творчества?
Что такое сюжет в литературном и фольклорном произведении?
Как анализировать события и сюжет в произведениях словесного творчества?
Могут ли сюжеты повторяться в разных литературных произведениях?

Модуль 4. Как автор показывает читателю реальность в литературном произведении?
Кому принадлежат оценки в литературном произведении?
Чем отличаются персонажи, рассказчик, повествователь и образ автора в эпическом литературном произведении?
Кто переживает мир вокруг себя в лирическом литературном произведении?
Где искать позицию автора в драматическом произведении (пьесе)?
Как анализировать точки зрения субъектов в стихотворении, пьесе или эпическом произведении (рассказе, новелле, повести, романе)?

Модуль 5. Что объединяет классику и современность?
Как анализировать лирические произведения?
Как анализировать драматические произведения?
Как анализировать эпические произведения?
Как связаны жанровые формы и конкретные произведения?
Как анализировать произведения, принадлежащие к различным литературным направлениям?

Целевая аудитория
Студенты, абитуриенты, учащиеся средних и старших классов и все, кому интересна художественная литература.

Необходимый уровень подготовки
Знание русского языка на 3 сертификационном уровне, базовые знания по истории и теории русской литературы.

Длительность курса
36 ак. час.

Результаты изучения курса
Слушатели научатся применять базовые литературоведческие понятия при анализе литературных произведений, овладеют приёмами анализа произведений различных родов и жанров, познакомятся с принципами, обеспечивающими успешную интерпретацию сделанных наблюдений, научатся создавать тексты разных жанров, посвящённые осмыслению особенностей поэтики произведений литературы (эссе, словарная статья, «текст о тексте» и др.)

Реализация в рамках образовательных программ
Курс может быть использован как дисциплина по выбору или как отдельный модуль дисциплин, ориентированных на изучение теории и истории русской (отечественной) литературы по направлениям подготовки бакалавриата:
45.03.01 – Филология
45.03.02 – Лингвистика
44.03.01 – Педагогическое образование: русский язык и литература
Курс может быть использован при реализации программ дополнительного образования и самообразования слушателей, интересующихся историей и теорией русской литературы.

Документ об обучении
Слушатели могут получить сертификат об освоении курса при условии успешного прохождения итогового тестирования с прокторингом на договорной основе.

Дрейфельд О.В. Практикум по анализу литературного произведения. Массовый открытый онлайн-курс. // Портал «Образование на русском». URL: http://pushkininstitute.ru/school/external_courses/284

Теги:

Способ прохождения