Октябрьская революция в журналистике и публицистике ХХ века

Курс разработан по заказу Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Школой искусств и медиатехнологий Арины Шараповой при поддержке Департамента образования города Москвы

Авторы курса

Скворцов Ярослав Львович – кандидат социологических наук, доцент, декан факультета Международной журналистики Университета МГИМО, главный редактор журнала «Международные коммуникации»

Хохлов Виктор Анатольевич – кандидат исторических наук, доцент, автор документальных фильмов

Столяров Олег Олегович – кандидат филологических наук, доцент, член Союза писателей г. Москвы, капитан 1-го ранга, руководитель литературной студии "Арион", президент Международной Академии Исследований и Развития

Долуев Иван Юрьевич – историк, тьютор, аспирант Московского областного педагогического университета, сотрудник Обособленного корпуса ГБОУ Школы № 109, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждениях Российской Федерации

Кузнецов Данила Михайлович – режиссер-документалист, историк кино, лауреат и дипломант российских и зарубежных кинофестивалей

Потапова Марина Юрьевна – член Комиссии по развитию межнациональных отношений, межрегиональных связей и этнотуризму в Совете по делам национальностей Правительства Москвы

 

О курсе

Курс познакомит аудиторию с этапами становления, развития и эволюцией отечественного кинематографа, основными проблемами формирования художественного мышления, узловыми творческими биографиями и стилевыми направлениями киноискусства, журналистики и публицистики ХХ века, а также прояснит общие закономерности историко-культурного развития нашей страны и сформирует представление о трансформации взгляда на события российской истории 1917 года в России и мире, и изменении журналистики и публицистики под влиянием Октябрьской революции

 

Структура курса

Модуль 1. Октябрьская революция: величайшее событие XX века или социальная катастрофа? 
Рождение Революции
Путь из Февраля в Октябрь
Как это было?
Основной объект сакрализации и мифологизации в советской культуре 1917 года – Октябрьская революция в России
Новая мифология как прием пропаганды
Октябрьский переворот: между фактами и киномифами
Набоков и Революция
Язык революции

Модуль 2. Новый подход к просвещению масс
Сеансы «живых фотографий» в России – это популярный зрелищный аттракцион
Зарождение кинематографа в России
Рост отечественного кинопроизводства. Ведущие кинематографисты
Революция и СМИ
Публицистика 1917 года – определенная культурная эпоха

Модуль 3. Потребность в новой художественной форме в кинематографе и публицистике
20-е годы: Дзига Вертов
20-е годы: время экспериментов – картины Эйзенштейна
20-е годы: работы других представители кинематографа
30-е годы: формирование традиций
Новые формы в публицистике
Октябрь и кинематограф
Культурный взрыв и кино

Модуль 4. Октябрь 1917 года – точка отсчета «нового» времени
Гражданская война и новая экономическая политика
Национализация отечественного кинематографа: государство и киноиндустрия
Гражданская война в кино в 1918-1930 годы ХХ века
Эволюция образа Гражданской войны в советском кино в годы «Оттепели»
Культурная революция. Большевистская интеллигенция
Идейно-художественный и организационный опыт публицистики первых лет Советского власти

Модуль 5. Октябрьская революция 1917 года: взгляд сквозь призму 100 лет
Что это было – «бунт бессмысленный и беспощадный», историческая неизбежность или глобальный исторический эксперимент? Прагматическая оценка событий революционного Октября 1917 года

Целевая аудитория курса
Школьники средних и старших классов, абитуриенты, студенты вузов, а также преподаватели школ, высших учебных заведений и дополнительного образования, и все те, кого интересует трансформации взгляда на события российской истории 1917 года в России и мире, а также изменении журналистики и публицистики под влиянием Октябрьской революции

Необходимый уровень подготовки
Иметь представление о публицистике и киноискусстве как об особом виде деятельности человека и интересоваться историческими аспектами становления журналистики после 1917 года
Владеть базовыми знаниями работы на компьютере

Длительность курса
72 ак. час.

Инновационные технологии обучения, используемые в курсе
Использование высоких образовательных технологий видео – коммуникационных ресурсов

Результаты изучения курса
В результате изучения курса вы узнаете: основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; о роли массовой информации в социально-политической и культурной жизни государства на разных этапах исторического развития; о значении кинематографа в жизни современного общества и его взаимосвязи между историческими условиями и развитием кино; о трансформации взгляда на события российской истории 1917 года в России и мире спустя 100 лет.
Сможете приобрести навыки: ведения исторических дискуссий и аргументированного отстаивания своей точки зрения; понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций в стране и мире; поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Мотивационные фразы
Развитие России в начале XX века было потрясающе положительным.
«О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты» (Жарко Петан – словенский писатель).

Скворцов Я.Л., Хохлов В.А., Столяров О.О., Долуев И.Ю., Кузнецов Д.М., Потапова М.Ю. Октябрьская революция в журналистике и публицистике ХХ века. Массовый открытый онлайн-курс. М., 2017// Портал «Образование на русском». URL: https://pushkininstitute.ru/external_courses/282

Теги:

Способ прохождения