Русская классика в мировом кинематографе


Регистрация
1. %d0%98%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%ba%d0%b0 %d1%80%d1%83%d1%81 %d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%ba%d0%b0 %d0%b2 %d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%bc %d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b5

Курс разработан по заказу Института Пушкина Школой искусств и медиатехнологий Арины Шараповой при поддержке Министерства образования и науки РФ и Департамента образования города Москвы.

Авторы курса

Федосеенко Наталья Геннадьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры искусствознания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, историк литературы. Автор книг по русской классической литературе и экранизации классики.

Круглов Роман Геннадьевич ­ поэт, критик, старший преподаватель кафедры искусствознания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

О курсе

Курс разносторонне освещает экранизации произведений, формирует представление об основных этапах развития экранизации, о жанрах и формах экранного воплощения русской классики. Ракурс рассмотрения экранизаций основан на синтезе киноведения и литературоведения.

Разделение курса на пять тематических модулей соответствует основным его задачам. Это ознакомление с теоретическими основами, необходимыми для анализа фильмов, рассмотрение самих экранизаций и выделение общих закономерностей воплощения русской классики на киноэкране.

Организация кинематографического материала подчинена хронологическому принципу. Выделение основных исторические периодов и отбор литературных произведений сделаны на основании того, к каким произведениям наиболее часто обращаются кинематографисты.

Структура курса

Модуль 1. Введение в теорию экранизации

Лекция 1. Кино и литература.

Лекция 2. Кинематографичность художественного текста.

Лекция 3. Экранизация: перевод или диалог?

Лекция 4. Что экранизировать? Художественный мир на экране.

Модуль 2. От древнерусской литературы к реализму XIX в.

Лекция 5. Экранное осмысление древнерусской литературы.

Лекция 6. Пушкин: обзор экранизаций.

Лекция 7. Роман в стихах «Евгений Онегин» на экране.

Лекция 8. «Пиковая дама» А.С. Пушкина в кинематографе. 

Лекция 9. «Конек-горбунок»: литературная сказка на экране.

Лекция 10. «Герой нашего времени»  М.Ю. Лермонтова на экране. 

Лекция 11. Повести Н.В. Гоголя.

Лекция 12. «Ревизор» на экране.

Лекция 13. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Экранизации.

Модуль 3. Золотой век русского романа (Экранизации русской литературы второй половины XIX в.)

Лекция 14. Ф.М. Достоевский – раннее творчество («Белые ночи»).

Лекция 15. Экранизации романа «Преступление и наказание».

Лекция 16.  Экранизации романа «Идиот».

Лекция 17. Экранизации романа «Бесы».

Лекция 18. Экранизации романа «Братья Карамазовы».

Лекция 19. Экранизации творчества И.С. Тургенева.

Лекция 20. Экранизации творчества И. А. Гончарова.

Лекция 21. Лев Толстой. «Анна Каренина».

Лекция 22. Лев Толстой. «Отец Сергий»: от повести к экранизации.

Лекция 23. Рассказы А.П. Чехова на экране. 

Лекция 24. А.П. Чехов: Поздняя драматургия на экране.

Модуль 4. Экранизации Русской литературы XX в.

Лекция 25. Экранизации творчества М.А. Булгакова.

Лекция 26. Экранизации творчества М. А. Шолохова.

Лекция 27. Классики соцреализм: Н.А. Островский и А.А. Фадеев.

Лекция 28. Экранизации творчества И.А. Ильфа и Е.П. Петрова.

Лекция 29. Экранизации творчества Б. Л. Васильева.

Лекция 30. Русская литература в фильмах А.А. Тарковского.

Модуль 5. Общие закономерности экранизаций русской классики

Лекция 31. Основные этапы истории экранизации.

Лекция 32. Основные жанры экранизации.

Лекция 33. Основные формы экранного воплощения литературы.

Лекция 34. Значение экранизаций в науке и критике о литературе и о кино.

Целевая аудитория курса

Школьники старших классов, абитуриенты, студенты ВУЗов, преподаватели русского языка и литературы, а также просто читатели и зрители, стремящиеся углубить свое понимание русской классической литературы и мирового кино.

Необходимый уровень подготовки

Владение базовыми знаниями в области русской классической литературы, истории русской классики в мировом кинематографе.

Длительность курса

72 академических часа

Результаты изучения курса

В результате изучения курса слушатели:

  • будут иметь представление о разнообразных подходах к экранизации выдающихся произведений русской классической литературы;
  • будут знать основные этапы развития экранизации произведений русской классической литературы, жанры и формы экранного воплощения русской классики;
  • будут владеть теоретическими основами, необходимыми для анализа кинофильмов;
  • Смогут рассматривать экранизации с критической точки зрения и выделять общие закономерности воплощения русской классики на киноэкране.

Источник заглавной картинки курса

Регистрация