Профессор Якушева о революционерке Софье Перовской на радио «Маяк»
1 марта профессор Института Пушкина Галина Викторовна Якушева посвятила свое очередное выступление в программе «Восьмое марта» на радиостанции «Маяк» революционерке Софье Перовской – участнице так называемого «первомартовского дела», убийства царя Александра II. Галина Викторовна поделилась со слушателями интересными фактами об одной из самых известных женщин в истории революционного движения в России:
«Дочь дворянина, происходившего из рода графов Разумовских (потомков морганатического супруга императрицы Елизаветы Петровны Алексея Григорьевича Разумовского) , занимавшего, в числе прочих, почетные посты губернатора Псковской, Таврической и Санкт-Петербургской губерний, Софья Львовна Перовская с юных лет отличалась глубиной мысли, серьезностью – при всей природной живости характера, целеустремленностью и огромной силой воли.
Внешность хрупкой и нежной девушки (красоту которой как особую примету отмечали даже полицейские в своих протоколах) была обманчива. Так же, как и ее немногословная сосредоточенность «интроверта». По сути своей она была как раз широко открыта миру, его потребностям и заботам. Поэтому, пойдя на разрыв с отцом и уйдя из дома, она с увлечением взялась за учебу на Высших женских курсах, открытых в Петербурге на первой волне российской женской эмансипации. Поэтому с еще большим одушевлением она включилась в благородную деятельность «народников» - образованной молодежи тогдашней России, стремящейся « отдать долг» народу, помогая ему в повседневной жизни, приобщая его к культуре и развивая его сознание. Оставив собственную научную деятельность (у неё были большие успехи в химии) и сдав экзамены на звания «народной учительницы» и «фельдшерицы» , Перовская ездила по разным городам и селам, где и учила и лечила людей из народа, одновременно создавая просветительско-пропагандистские кружки, пробуждающие социальное самосознание крестьян и рабочих.
В споре молодежи о целях «хождения в народ» Софья Перовская была на стороне тех, кто хотел ограничиться филантропической и культурно – просветительской деятельностью, не провоцируя террором немедленного бунта. Причиной же того, что она оказалась одной из активных участниц нескольких покушений на царя, включая последнее, явилась прежде всего непродуманно и неоправданно жестокая политика властей (только за апрель-август 1879 г. 13 смертных казней народовольцев – членов радикального крыла народников). А также, возможно, влияние гражданского мужа Перовской, Андрея Ивановича Желябова – одной из самых ярких фигур русского революционного движения позапрошлого века (кстати, выходца из семьи крепостных крестьян). Их обоих, вместе с тремя другими «первомартовцами», в числе которых был и многообещающий ученый-изобретатель, ровесник Перовской, Николай Иванович Кибальчич, повесили 4 апреля 1881 г. в Петербурге на Семеновском плацу.
Образ Софьи Перовской - первой женщины в России, казненной по политическим мотивам, - в ореоле самоотверженного мученичества стал культовым для многих поколений наших соотечественников. Ей посвящены страницы воспоминаний (в т.ч. Веры Фигнер «Запечатленный труд», 1921-22, нов. изд. 1964), художественных произведений (в т.ч. романа Юрия Трифонова «Нетерпение»,1973, где главным героем выступает Андрей Желябов), теоретических и публицистических статей и книг. Ее образ вдохновлял создателей работ литературно – биографического, живописно-портретного, кино – и театрального жанров. Вот ее поэтический портрет кисти Александра Блока:
«...» Большой ребячий лоб не скрыт
Простой и скромною прической,
Широкий белый воротник
И платье черное – все просто,
Худая , маленького роста,
Голубоглазый детский лик.
Но, как бы что найдя за далью,
Глядит внимательно, в упор,
И этот милый, нежный взор
Горит отвагой и печалью».
А. Блок, поэма «Возмездие», 1910-21.