«Здесь всегда ведутся интересные научные дискуссии»: итоги Салона образования

С 12 по 15 апреля состоялось одно из крупнейших российских мероприятий в сфере науки и образования – Московский международный салон образования.

«Формат салона впечатляет, достаточно привести цифры: здесь представлено 600 композиций, а участников деловой программы салона в этом году 4,5 тысячи. Мероприятия салона направлены на обсуждение самых важных проблем образования. Сегодня мы принимаем представителей 75 стран», – подчеркнула министр образования и науки России Ольга Васильева, которая 12 апреля торжественно открыла Салон. Всего за четыре дня работы Салон образования посетили 56 500 человек.

В этом году ММСО впервые проходил под патронатом Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Центральным событием салона стал Министерский форум ЮНЕСКО 13 апреля, в котором приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, 13 министров образования и 20 других высокопоставленных представителей зарубежных стран. «Система образования меняется сегодня стремительно, меняются требования к этой системе. Наша совместная работа позволит создать лучшие условия для обучения наших детей», – отметила вице-премьер на заседании Министерского форума.

На ММСО Ольга Голодец приняла участие в открытии второй онлайн-олимпиады «Русский с Пушкиным», проводимой Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина совместно с платформой Учи.ру для школьников младших классов.​

Институт Пушкина принимает участие в ММСО с первого года работы Салона. В этом году вуз стал официальным партнером мероприятия и организатором площадки, которая получила символичное название – зал «Пушкин».

Каждый день здесь проходили активные обсуждения актуальных вопросов образования, преподавания, изучения русского языка, выступления известных российских и международных экспертов, представителей государственных органов и профессионального сообщества.

12 апреля в зале «Пушкин» встретились представители музеев и детских библиотек, проходила полемика на тему искусственного интеллекта и конкуренции человека с ним, была представлена международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире», состоялся обмен мнениями о роли современных словарей и использовании их в школах.

«Физикам» и «лирикам» стоит чаще встречаться – нет никаких сомнений, что такое сотрудничество пойдет на пользу всем, – считает заведующая проектной научно-исследовательской лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина Мария Лебедева, модератор дискуссии «Естественный язык и искусственный интеллект – вместо или вместе». – В ходе обсуждения с Сергеем Губановым из Яндекса мы пришли к выводу, что машинное обучение действительно меняет нашу отрасль. Машина в обозримом будущем сможет выполнять многие простые, алгоритмизированные задачи. А специалисты-гуманитарии будут востребованы в тех областях, которые трудно стандартизировать».

Яна Ахапкина, заместитель руководителя школы лингвистики НИУ ВШЭ, участница дискуссии «Будущее словарей. О внедрении Концепции преподавания русского языка и литературы в школах» отметила: «Словарь – необходимый инструмент осознанного чтения, нужный не только школьнику и студенту, но и взрослому читателю. Современные словари могут и должны быть интерактивными, комплексными, позволяющими получить информацию о разных аспектах текста, основанными на корпусных коллекциях и базах данных. Справочная информация в таких словарях может быть очень просто изложенной, а структура и содержательное наполнение словарных статей должны приближаться к образцу, заданному Активным словарем русского языка под ред. Ю. Д. Апресяна. Помощь в чтении и понимании, написании и редактировании текстов самым разным людям, от начинающих читателей до технических писателей и создателей рекламных объявлений или инструкций, от такого словаря будет неоценимой. Важно понять необходимость сосуществования бумажных и электронных словарей, увидеть, что они дополняют и поддерживают друг друга».

Своим мнением о дискуссии о будущем словарей поделилась ведущий научный сотрудник отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Лариса Шестакова: «Во время дискуссии было высказано много здравых идей. Одна из них связана с организацией специализированного Центра учебной лексикографии. Работа такого центра помогла бы решить проблемы не только составления качественных учебных словарей, но и активного внедрения их в школу».

13 апреля в зале «Пушкин» состоялись лекция на тему использования достижений нейронауки в образовательном процессе, дискуссия «Коммуникационные технологии в корпоративном образовании», обсуждение проблемы экспертизы учебников с точки зрения требований к русскому языку как государственному.

Вадим Рубан, лингвист, бизнес-тренер и модератор дискуссии на тему корпоративного образования, рассказал, что итогом обсуждения стало общее понимание возрастающей роли именно коммуникационных технологий в корпоративном образовании – как методе обучения взрослых людей». Вадим Рубан провел также мастер-класс «Техника безопасности, перевод иностранных бизнес-терминов на русский язык». «Участники смогли самостоятельно предложить и опробовать различные варианты переводов иностранных терминов. Они на своем опыте осознали важность и ответственность перевода терминов на русский язык, смогли попробовать трансформировать значение иностранного термина в аналог на русском языке», – подвел итоги Рубан.

Результатом дискуссии«Диагностика талантов: как современные научные представления о работе мозга меняют подходы к обучению» стал проект сотрудничества Центра нейрокоммуникативных исследований Института Пушкина и издательства «Титул». «Мы договорились о пилотном проекте по созданию учебников для младших школьников, основанных на результатах передовых исследований в области детского восприятия, а также о совместной работе по созданию методических рекомендаций по оформлению учебников для начальной школы и обучающих материалов для дошкольников», – рассказал руководитель Центра Антон Варламов.

Другой проект сотрудничества Центра нейрокоммуникативных исследований Института Пушкина готовится по итогам дискуссии «Гармоничное развитие ребенка в условиях агрессивной информационной среды», прошедшей 15 апреля с участием директора Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы Татьяны Батышевой. «У нас есть инструменты и методики, которые могли бы способствовать гармоничному развитию детей. Главная проблема – обеспечение доступа к этим методикам для клиницистов, педагогов и школьных психологов, гарантировать распространение хороших психодиагностических практик за счет более широкого использования информационных технологий. Сейчас подготовлено соглашение о сотрудничестве с Научно-практическим центром детской психоневрологии, достигнута договоренность о партнерстве с родительскими обществами, завершен первый этап разработки облачной психодиагностической платформы Stellar, и это позволяет надеяться, что передовые технологии уже в ближайшее время будут распространены за пределы научных центров и станут доступными каждому школьному учителю», – считает Антон Варламов.

14 апреля в зале «Пушкин» состоялся круглый стол «Языковая политика Российской Федерации и положение русского языка в мире», совещание Минобрнауки РФ по организационно-методическому обеспечению обучения иностранных студентов, обсуждение итогов и перспектив тематических смен по русскому языку во Всероссийских детских центрах «Артек», «Орленок» и «Океан».​

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов подчеркнул, что сегодня русский язык все шире распространяется в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке, и это только начало: «Сейчас крайне важно обеспечить доступные программы обучения русскому языку, и Институт Пушкина способствует этому».

На совещании по вопросам обучения иностранных студентов, большое внимание было уделено подготовительным факультетам. Проректор по учебной работе Института Пушкина Елена Колтакова представила результаты последнего мониторинга подготовительных факультетов и отметила, что около 84% иностранцев используют электронные ресурсы портала «Образование на русском». В завершение совещания все участники пришли к выводу, что главная цель работы – повышение качества образования зарубежных студентов, что поможет им после обучения в России смогут добиться успехов на территории своей страны.

Все дни работы салона зал «Пушкин» не только выполнял функцию экспертной площадки, но и был центром увлекательного игрового обучения русскому языку. Любой гость зала «Пушкин» при помощи приложения дополненной реальности Astra Reality мог сфотографироваться с фигурами любимых писателей – Пушкина, Толстого, Чеховым. Этот конкурс особенно понравился заместителю министра образования Вениамину Каганову, который специально задержался, чтобы получить заветную фотографию с Пушкиным.

Популярностью пользовался и «Словарь неологизмов» – лингвистическая игра, в которой посетители салона придумывали свои собственные синонимы, пополняя словарный запас русского языка. Большой интерес посетителей вызвал «Пушкиноскоп» – записки с цитатами Пушкина. Вытягивая их из вазы, каждый посетитель мог получить ответ Александра Сергеевича на любой волнующий вопрос. «Особенно интересна идея с хрустальным шаром, внутри которого находится бюст поэта. Создается ощущение некого магического ритуала, и это, безусловно, привлекает к участию», – заметила одна из гостей зала «Пушкин».

Стараниями студентов Института Пушкина был придуман и воплощен тест «Кто ты из Пушкинской эпохи?», в котором участникам предлагался ряд вопросов, связанных с бытом современников Александра Сергеевича. После прохождения теста каждый мог узнать, кем бы он был в XIX веке: гусаром, чиновником, поэтом... Некоторые посетители были так довольны результатом, что фотографировали результаты теста себе на память.

По итогам работы Салона образования заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов выразил благодарность Институту Пушкина за организацию прекрасной образовательной площадки: «Каждый раз, проходя мимо зала «Пушкин», я замечал, что здесь всегда ведутся интересные научные дискуссии, собирающие много людей. Это значит, что наше общее просветительское дело живет и процветает. Спасибо Институту Пушкина за проведение подобных мероприятий». ​

Дарья Осина, Валерия Иванько