Итоги филологического турнира

news img

Итоги филологического турнира

На факультете начального, дошкольного и специального образования ОмГПУ прошёл традиционный конкурс знатоков русского языка. Участники – студенты дефектологи – собрались, чтобы продемонстрировать знание великого и могучего, а также извечный креатив и великую студенческую сообразительность. Организатором конкурса и бессменным ведущим была Наталья Николаевна Щербакова, профессор, доктор филологических наук. Соперников у конкурсантов было хоть отбавляй! Это и учебники русского языка, и омская поэтесса Марина Безденежных, и безвестный автор интернет-бестселлера об усталом лосе, вышедшем из универмага... Да и сами студенты – логопеды, спецпсихологи, дошкольные дефектологи – тоже были конкурентами друг другу, и ещё какими! Многим из них пришлось в ходе конкурса проявить артистические способности и находчивость, и это хорошо, ибо позволило выявить настоящие таланты. Особых аплодисментов заслужили «переводчики», пытавшиеся истолковать с помощью жестов и мимики смысл известных фразеологических оборотов. И зрители, и члены жюри оценили удивительно слаженное исполнение задушевной песни о смене акцентологической нормы, явленное ансамблем студенток-вокалисток. Были в формате конкурса и видеоролики на тему «Как мы учили русский язык», которые выдавали все тайны практических занятий вплоть до темпа речи преподавателя в разных ситуациях. Конкурс включал как домашние задания (представление команд, ролики, концертные номера, посвящённые изученному предмету, вопросы командам-соперницам), так и задания без подготовки, требующие моментальной реакции на предложенные обстоятельства. На этапе «Дальше, дальше, дальше!» нужно было за минуту ответить на возможно большее количество вопросов из всего курса русского языка. Попробуйте с ходу сообразить, что кратчайшая единица языка – это фонема, глагол гореть второго спряжения, а в слове козёл суффикс –ёл! Но конкурсанты успешно справлялись с подобными заданиями, правда, с разной скоростью. На этом этапе сразу же вырвалась вперёд группа дошкольных дефектологов, показав практически профессиональную стрессоустойчивость. А ещё командам нужно было исправить ошибки в реальном студенческом объявлении, снятом заботливой преподавательской рукой с кафедрального стенда, и охарактеризовать сформированность речевых умений и уровень интеллектуального развития, опираясь на письменную работу школьника. Всеобщее оживление вызвало стихотворение Марины Безденежных из цикла «Автобусные страсти», начинающееся с фразы «Я – инвалид автобусных баталий, Окрепла в них моя прямая речь»: дорога в alma mater частенько сопряжена с подобными впечатлениями. Отметим, что стихотворение прозвучало в исполнении автора, а запись была сделана специально для конкурса во время «Славянских чтений» в областной библиотеке имени А. С. Пушкина. С этим текстом, пожалуй, было связано самое трудное задание: в стихотворении нужно было найти явление детерминологизации. Однако сначала следовало догадаться о том, а что такое, собственно, эта самая детерминологизация. Даже раздача сладких призов в финале конкурса потребовала от участников филологических знаний: каждая группа забирала приз, выпавший по жребию, но забирала не просто печенье, зефир и восточные сладости, а продукт, название которого а) не имеет признаков заимствования, б) имеет признаки неславянского заимствования, в) заимствовано из старославянского языка. Конкурс есть конкурс, и он, конечно, невозможен без победителя, которым стала группа спецпсихологов, занявшая верхнюю ступеньку пьедестала. Остальные команды поделили второе место. Однако искренние эмоции, весёлые задания, творчество – это то, что сделало конкурс замечательным событием в жизни первокурсников и стало достойным финалом учебного года.