Пастернак, февраль, космос и эпоха

26 февраля в Королёве состоялся эфир очередной  литературной  гостиной цикла «Слово и космос», посвящённой поэтическому творчеству Бориса Пастернака. 

Репортаж с площадки Московской губернской библиотеки, откуда шла прямая онлайн-трансляция встречи, подготовила студентка магистратуры Института Пушкина по направлению «Филологическое обеспечение СМИ» Надежда Савченко.

Программа была насыщенной: связь с Домом-музеем Б.Л. Пастернака в Переделкине, чтение стихов космонавтом на борту МКС в прямом эфире и откровенный разговор с близким другом поэта. От восхищённого молчания до слёз в уголках глаз – это действительно было искренне и триумфально! 

Проект «Литературная гостиная» вот уже пять лет является «визитной карточкой» Института Пушкина и пользуется популярностью не только в отечественном литературном сообществе, но и на международном уровне. Гостям и зрителям мероприятия полюбился уютный формат гостиных, познавательные разговоры на литературные темы. Каждая встреча воспринимается как маленький литературный праздник.  

Встреча, произошедшая 26 февраля в Московской губернской универсальной библиотеке города Королёва, посвящена теме «Февраль. Достать чернил и плакать». Диалоги о лирике Бориса Пастернака». Помимо ведущих – литературоведов Эльмиры Афанасьевой и Александра Пашкова, – к разговору присоединились Наталья Иванова (литературовед, исследователь творчества Бориса Пастернака), Жорж Нива (французский славист, историк литературы, лично знавший поэта) и космонавт Сергей Рыжиков, который подключился к проекту онлайн прямо с борта МКС. 

Губернская библиотека в Королёве служит постоянной площадкой космических гостиных, однако в этот раз было заметно некоторое волнение: трансляция должна была связать воедино четыре места на Земле и её орбите: Королёв, Переделкино, Ренье-Эсери (Франция) и Международную космическую станцию. На площадке и за ней царит взволнованная суета, операторы выставляют кадр, представители Роскосмоса ведут переговоры с ЦУПом, звукорежиссёры проверяют связь с Францией и орбитальной станцией.  

И вот – аппаратура, наконец, настроена. Режиссёр прямого эфира, Дмитрий Аринбасаров, даёт команду: «Сценарий на исходную. Начинаем последний отсчёт». И – эфир начался. 

В центре внимания – поэтический шедевр «Февраль. Достать чернил и плакать», который был прочитан Эльмирой Маратовной с тихой горечью, так подходящей тональности этого стихотворения. Эти строки – не столько о капризах природы, сколько о природе творчества. Для Пастернака столь желанная весна – символ пробуждения мира от зимнего оцепенения, равно как и символ авторского импульса, который вырывает поэта из сна и побуждает в нем желание творить.  

Тут к разговору присоединяется Наталья Иванова, которая выходит в эфир из Переделкина – Дома-музея Бориса Пастернака. Наталья Борисовна, автор книг и фильмов о творчестве поэта, рассказывает о стихотворениях Юрия Живаго (героя романа Пастернака), сидя за краешком того самого стола, где был написан «Доктор Живаго». Исследовательница отмечает глубинную философскую основу цикла стихотворений Живаго, который вместил в себя как языческие, так и религиозные мотивы. Через этот цикл Борис Пастернак говорит с читателем о природе творчества, о Боге, о жизни и смерти, о молодости и зрелости; о культуре, созданной и создаваемой человечеством последние двадцать веков. Наталья Борисовна отмечает: «В этих стихах совмещён весь творческий путь Пастернака». Александр Пашков  добавляет, что поэт исследовал саму жизнь, «влюблённый в неё во всех её проявлениях». 

Далее виртуальный микрофон передаётся на борт МКС – на связь выходит Сергей Рыжиков, Герой России, командир экипажа МКС-64. Космонавт делится своими впечатлениями от поэтических произведений Пастернака, читает стихотворение «Единственные дни» 1956 года и рассуждает о природе времени. «И дольше века длится день» – этими же словами можно описать пребывание в космическом пространстве во время долгой экспедиции. Далее Сергей Николаевич рассказывает о художественной параллели образов поэта и лётчика у Пастернака в стихотворении «Ночь», которых роднит состояние бессонницы. Космонавт шутливо признаётся, что в авиации всё-таки за  соблюдением режима сна нужно строго смотреть, ведь «сон и питание – основа летания».

В завершение сеанса связи Сергей Рыжиков назвал победителей конкурса на лучший вопрос по теме январской гостиной, посвящённой творчеству Иосифа Бродского: ими стали Матвей Носовец и Жамал Омирбаева. А ещё показал удивительные фотографии Земли, запечатленной в феврале с борта МКС: Фавор и Галилейское море, Уральский регион, Альпы и Европу,  Грузию. Сергей Николаевич рассказал, как экипаж наблюдает за перемещением облаков и сменой погоды на поверхности Земли.  

Подключение к МКС завершилось, и можно было наблюдать радость операторской команды: они счастливо переглянулись и засмеялись, довольные проделанной работой. Несмотря на заминку под конец выступления космонавта (связь прервалась на минуту), команде удалось восстановить соединение с МКС, чтобы Сергей Рыжиков смог попрощаться со участниками литературной встречи. 

Третьим гостем литературной гостиной в этот день стал Жорж Нива –легендарная личность, филолог-славист, историк литературы. Он был лично знаком с Борисом Пастернаком, будучи женихом дочери Ольги Ивинской (возлюбленной поэта), Ирины Емельяновой. И, конечно, то, что рассказал в этот вечер Жорж Нива, было настоящим откровением. Французский ученый отметил честность Бориса Леонидовича: «Он жил не кривдой, а правдой. «Не криви душой, не криви жизнью, не криви историей» – вот его лозунг». Жорж рассказал о последних месяцах жизни поэта, с дрожью в голосе прочел стихотворение «В больнице», но завершил жизнеутверждающе: «Нас учили «Memento mori», а у него это «Memento vivere» (Помни о жизни)».  

Французский славист продемонстрировал фотоснимки Бориса Леонидовича, подаренные ему Ольгой Ивинской или сделанные самим Нива в период общения с поэтом, и книгу с дарственной надписью Пастернака – «Марию Стюарт» Шиллера.  

После выступления Жоржа Нива в студии воцарился благоговейный трепет: присутствующие, от зрителей по ту сторону экрана до операторской команды, почувствовали соприкосновение с великой тайной...  

И вот Эльмира Афанасьева и Александр Пашков прощаются со зрителями, благодарят гостей мероприятия, гаснет экран . Сергей Рыжиков с борта МКС благодарит всех за проведение гостиной и приятный вечер. Довольные операторы и звукорежиссёры разбирают аппаратуру.  

«Сложность еще была в том, что МКС находится в постоянном движении, и в определённый момент у нас есть небольшой коридор, когда мы можем поговорить с космонавтом, – объясняет заместитель директора библиотеки по информатизации Петр Тищенко. – И есть вероятность того, что в определённую секунду соединение может оборваться по разным причинам. Но мы определённо знаем какие-то временные рамки, в которые мы можем без проблем общаться с нашими космонавтами».

Космическая литературная гостиная транслировалась на Youtube-каналах партнеров проекта: Института Пушкина, Госкорпорации «Роскосмос», Московской губернской универсальной библиотеки, –  и множество зрителей имело возможность присоединиться к диалогу о лирике Б.Л. Пастернака. В комментариях слушатели приветствовали друг друга, передавали приветы из Литвы, Монголии, Франции, Италии, Польши, Румынии, Узбекистана, Республики Кыргызстан, Казахстана и множества других стран.  

Комментаторы благодарили ведущих и участников, поздравляли победителей январского конкурса, восхищались словами и фотографиями Сергея Рыжикова и Жоржа Нивы.  

«Здорово, что стихи Пастернака идут из космоса! Спасибо, Сергей Николаевич!» (Галина Селиваноская)

«Как красиво и выразительно прочитали! Спасибо большое!» (Марал Айтжанова)

«Спасибо за интересный материал» (Ангелина Зуйкова) 

«Это действительно удивительный проект» (Anita Valkova) 

Нельзя не согласиться с последним комментатором: «Литературная гостиная» – это действительно удивительный проект, который полюбился зрителям со всего мира. Но встречу 26 февраля можно по праву считать одной из лучших – настолько профессиональной, откровенной, познавательной и удивительной она была.  

С видео литературной гостиной можно познакомиться на YouTube-канале Института Пушкина

Текст: Надежда Савченко