Проект «Компетенции XXI века»

news img

Накануне Дня родного языка Национальное агентство развития квалификаций и Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта «Компетенции XXI века».

Одна из его задач – описать коммуникативные компетенции современного профессионала и сформировать надежный инструментарий их оценки. Сегодня они включают не только свободное владение устной и письменной коммуникацией на русском языке как государственном, но и умение общаться в цифровой среде, решать рабочие задачи с использованием онлайн-инструментов, участвовать в сетевых сообществах. На международном уровне, по данным Boston Consulting Group, коммуникативные компетенции вышли на первое место, опередив аналитический склад ума (79% голосов против 77%).

Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая отмечает: «Работодатели оценивают того или иного кандидата в первую очередь по его способности грамотно и понятно выражать свои мысли устно и письменно, вести грамотную цифровую коммуникацию. Что это, если не престиж языка? На мой взгляд, здесь, что называется, работодатель рублем голосует. Он готов платить больше людям, которые отвечают высоким требованиям к навыкам коммуникации на нашем родном русском языке, это статистика».

По словам Александра Лейбовича, генерального директора Национального агентства развития квалификаций, «сегодня эксперты предлагают огромное количество перечней общих компетенций. Преодолеть эклектику этих списков не удалось пока никому. Общие компетенции оказываются неотличимы от личностных качеств, а порой и психофизиологических характеристик человека, размыта грань между компетенциями и умениями. Национальным агентством сформирован универсальный реестр общих компетенций, дифференцированных по уровням квалификации, заданы рекомендуемые инструменты для их оценки, однако сама оценка будет осуществляться в соответствии с заказом работодателей, с опорой на отраслевые или корпоративные приоритеты».

В 2021 году будут разработан и утвержден перечень коммуникативных компетенций, разработаны оценочные средства  (тесты, кейсы, деловые игры) и проведена в пилотном режиме оценка кадров на примере нескольких отраслей.