«В Рождество все немного волхвы»
29 января состоялась вторая литературная гостиная цикла «Слово и космос» с прямым подключением к Международной космической станции.
Встречу посвятили памяти Иосифа Бродского – его не стало 28 января 1996 года – и назвали строчкой из его стихотворения: «В Рождество все немного волхвы». Слушатели трансляции на полтора часа погрузились в атмосферу диалога об уникальном явлении в истории мировой литературы: формировании цикла стихотворений, в котором отражаются религиозные сомнения и метания современного человека, судьба автора и чудо Рождества Христова. Речь шла и о венецианском мифе в лирике Бродского, и о том, почему в «эпоху тотального атеизма» Бродский выбрал Рождественскую тему как точку отсчета для своих стихотворений.
Командир экипажа Международной космической станции Сергей Рыжиков вышел на связь со студией с орбиты МКС. Участниками беседы были автор и исполнитель песен Виктор Попов, профессор ВШЭ Олег Лекманов, куратор музея И.А. Бродского в деревне Норинская Арина Баландина, директор Вельского краеведческого музея имени В.Ф. Кулакова, доцент Пизанского и Сиенского университетов Алина Кунусова. Вели гостиную литературовед Института Пушкина Эльмира Афанасьева и заведующий кафедрой мировой литературы Александр Пашков.
«Незадолго до своей смерти Бродский напишет стихотворение, посвященное Рождеству, “Бегство в Египет II”. Это стихотворение завершит лирический цикл, который складывался на протяжении всей его жизни», – сказала в своем вступительном слове Эльвира Маратовна.
Александр Пашков добавил, что «Рождественский цикл» – уникальное явление, ничего похожего в мировой литературе нет. Иосиф Бродский написал более 20 стихотворений, посвященных Рождеству Христову.
Виктор Попов представил песенный вариант первого стихотворения Рождественского цикла Бродского – «Рождественский романс».
Плывет в тоске необьяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.
Плывет в тоске необьяснимой
пчелиный ход сомнамбул, пьяниц...
После исполнения романса выступил исследователь творчества поэта Олег Лекманов. Профессор, по его собственным словам, «попробовал разгадать некоторые загадки стихотворения», которое положил на музыку Виктор Попов.
«Стихотворение называется “Рождественский романс”, а в финале этого стихотворения упоминается другой праздник – Новый год. Тогда, мне кажется, мы можем задать себе вопрос: “Какой праздник празднуют большинство советских людей в 1961 году, когда было написано это стихотворение? Конечно, они празднуют Новый год, не Рождество. Я думаю, что как раз тоска Бродского может объясняться этими ощущениями – он, по-видимому, отмечал праздник у Ардовых, у своих московских друзей Рождество и Новый год, праздновал по западному календарю. Он находится в не настоящей столице, то есть в столице, которую таковой не считает. Люди вокруг празднуют не настоящий праздник, праздник рождения Христа, а выборочный праздник, по крайней мере, в концепции этого стихотворения. Отсюда трагическая интонация стихотворения: как будто «жизнь качнется вправо, качнувшись влево», – поделился мыслями Олег Лекманов.
Продолжил тему Александр Пашков, который отметил, что подобное настроение характерно для всех Рождественских стихов Бродского, а вообще весь цикл стихов близок к жанру элегии: «Бродский неизменно выстраивает своеобразную диалектику. Грусть в элегиях имеет множество причин: в сомнении возможности чуда, в общем контексте эпохи, который не располагает к чудесам, в отсутствии надежды на дары, самые простые человеческие подарки. К тому же Бродский был в ссылке».
Александр Витальевич и Эльвира Маратовна упомянули о судебном процессе «за тунеядство», в результате которого поэт, которому было всего 23 года, был отправлен в ссылку в Архангельскую область, в деревню Норинская. Здесь «питерский тунеядец» написал 80 стихотворений.
Куратор Дома-музея Иосифа Бродского в деревне Норинское Арина Баландина поделилась своим видением настроения молодого поэта: «В Рождественском стихотворении 1 января 1965 года лирический герой задается риторическим вопросом – “Что это? Грусть? Возможно, грусть”. С одной стороны, здесь очевидно смирение с ситуацией, а с другой – свидетельство, что он не готов смириться с безнадежностью. Его что-то заставляет смотреть вдаль и надеяться на лучшее. Это лучшее происходило, когда к поэту в гости приезжали его друзья, родители, а особенно любимая девушка. Их поддержка давала поэту состояние внутреннего спокойствия. Лирический герой в конце стихотворения поднимает взгляд, и теперь он видит не оклеенный газетами потолок, который видел Иосиф Александрович. Его взгляд всё-таки устремляется куда-то в небеса».
Космонавт Сергей Рыжиков – участник и инициатор литературной гостиной «Слово и космос» – выступил в тот момент, когда Международная космическая станция пролетала над Океанией. Сергей рассказал о чуде, с которым связано все космическое, находящееся за пределами земной атмосферы – все, что находится далеко, есть чудо для человека. Космонавт прочитал стихотворение поэта «25. XII. 1993»:
Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок.
И чудо свершится. Зане чудеса,
к земле тяготея, хранят адреса,
настолько добраться стремясь до конца,
что даже в пустыне находят жильца.
А если ты дом покидаешь — включи
звезду на прощанье в четыре свечи,
чтоб мир без вещей освещала она,
вослед тебе глядя, во все времена.
Иосиф Бродский любил Италию и впервые посетил Венецию в 1973 году именно на Рождество. 17 лет поэт приезжал в Венецию на рождественские праздники, описывая происходящее вокруг:
Рождество без снега, шаров и ели,
у моря, стесненного картой в теле;
створку моллюска пустив ко дну,
пряча лицо, но спиной пленяя,
Время выходит из волн, меняя
стрелку на башне -- ее одну.
В завершение литературной гостиной доцент Пизанского и Сиенского университетов Алина Кунусова рассказала о быте местных жителей в канун праздника Рождества: «Все ищут подарки, украшают рождественскую ель, дарят друг другу растения под названием Стелла ди Натале – «Рождественская звезда».
Слушатели трансляции не поскупились на комментарии, где лестно отзывались о беседе.
Alena Suhak: «Спасибо ОГРОМНОЕ организаторам и участникам за встречу! Канада благодарит!»
Inara Jokst: «Большое спасибо за прекрасный вечер!
Алена Жилкина: «Замечательные передачи! Смотрю с удовольствием!»
Многие присылали свои вопросы по теме встречи. Автор лучшего, по мнению организаторов, вопроса будет объявлен на следующей Литературной гостиной и получит памятный подарок.
Цикл литературных гостиных «Слово и космос» организован Институтом Пушкина совместно с Роскосмосом и проводится на площадке Московской губернской универсальной библиотеки. Трансляция мероприятия осуществляется на видеохостинге Youtube одновременно на трех каналах: Института Пушкина, Роскосмоса и Московской губернской универсальной библиотеки.
Посмотреть запись литературной гостиной «В рождество все немного волхвы» можно по ссылке.