Институт стал федеральной инновационной площадкой для подфаков
Институт Пушкина включен в перечень федеральных инновационных площадок Министерства науки и высшего образования РФ!
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина разработал проект «Система общественно-профессиональной оценки эффективности условий реализации образовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных студентов к обучению по программам высшего образования на русском языке (программы подготовительных факультетов для иностранных граждан)».
Реализация проекта начинается уже в этом году и рассчитана на три года.
Проректор института по учебно-воспитательной работе Елена Колтакова отметила, что привлечение иностранных студентов является приоритетным направлением образовательной политики российских вузов. Подготовительные факультеты играют здесь особую роль, так как являются первой ступенью для иностранца к получению высшего образования в России.
«Обучение иностранных студентов, многие из которых не владеют русским языком на уровне, необходимом для успешного освоения программ высшего образования, начинается на подготовительных факультетах, где они изучают русский язык как иностранный и профильные предметы на русском языке. Для эффективного обучения необходимы разработка образовательных программ, создание особых условий обучения и использование технологий, которые соответствуют современным тенденциям в области теории и практики методики преподавания РКИ и предметов на русском языке, что в дальнейшем обеспечит качество подготовки иностранных студентов по программам высшего образования и успешность их дальнейшей профессиональной карьеры. Во многом качество образовательных программ зависит от профессиональной квалификации преподавателей и владения ими современными образовательными технологиями.
Педагогическая деятельность в области обучения иностранных граждан имеет свои особенности, сложившиеся традиции, но в современных условиях нуждается в модернизации с учетом изменений в системе образования и основных тенденций в области государственной политики в системе образования. Институт Пушкин имеет более чем полувековой опыт в области обучения русскому языку иностранных граждан и является разработчиком профессионального стандарта «Преподаватель РКИ». Институт располагает всей необходимой базой для разработки общих подходов и методических рекомендаций к содержанию образовательных программ, условиям их реализации, проведению итоговой аттестации иностранных выпускников, а также сертификации преподавателей, работающих с иностранными обучающимися», – рассказала Елена Викторовна.
В 2021 году в рамках деятельности федеральной инновационной площадки Института Пушкина пройдет заседание рабочей группы по координации работ подготовительных факультетов для иностранных граждан, будут разработаны контрольно-измерительные материалы для сертификации преподавателей и контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации выпускников подготовительных факультетов, методические и нормативные документы для оценки эффективности деятельности подготовительных факультетов.
Институт организует Международную олимпиаду по русскому языку и предметам на русском языке для слушателей подготовительных факультетов, Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан» и программы повышения квалификации для преподавателей, работающих на подготовительных факультетах.
Основные цели Федеральной инновационной площадки Института Пушкина:
– совершенствование подготовки иностранных граждан по русскому языку;
– сертификация преподавателей русского языка;
– создание модели оценки эффективности деятельности подготовительных факультетов (отделений) для иностранных граждан.
В рамках деятельности федеральной инновационной площадки Института Пушкина планируются:
– разработка и апробация системы оценки условий реализации программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению программ высшего образования на русском языке;
– проведение независимого общественно-профессионального мониторинга качества условий реализации программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению программ высшего образования на русском языке;
– разработка и реализация программы повышения квалификации для педагогических работников, задействованных в реализации программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению программ высшего образования на русском языке.
Приказ министра Валерия Фалькова «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования» зарегистрирован 3 февраля 2021 года Министерством юстиции РФ за № 62355.
Всего в этот перечень включены 127 образовательных и научных учреждений.
Согласно государственной программе «Развитие образования», целями федеральных инновационных площадок являются модернизация и развитие системы образования с учетом реализации приоритетных направлений государственной политики, содействие развитию инновационной инфраструктуры в системе образования, обеспечение разработки и распространения инновационными образовательными организациями новых образовательных программ, программ воспитания, образовательных технологий, механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий.