Андрей Аствацатуров: «Магистранты должны уметь по мотивам наших занятий создавать собственные тексты»

news img

В непростых условиях пандемии коронавируса запущена новая магистерская программа «Литературное творчество» под руководством доцента СПбГУ, писателя Андрея Аствацатурова. Сейчас писательскому мастерству и редактуре художественной прозы обучаются шесть магистрантов. Лекции проходят онлайн, практические занятия — очно. Андрей Аствацатуров рассказал, как проходят пары, что такое creative writing и почему важно напрямую учиться у авторов современной русской литературы.

Андрей Алексеевич, как учить литературному творчеству? Нужны какие-то особые подходы?

У магистрантов есть четкий учебный план — как выпускники Университета они должны получить комплексное филологическое образование. Теория литературы позволяет профессионально проанализировать литературный текст. Известно, что многие теоретики литературы были известными писателями, — например, Юрий Тынянов, Виктор Шкловский, Дэвид Лодж, Умберто Эко.

Я при обучении литературному мастерству использую методику creative writing. Она связана с активизацией индивидуальных творческих способностей. Для этого существует целая система упражнений, которые можно регулярно давать на занятиях. Я учился, как преподавать creative writing, в Швеции, затем слушал лекции американских коллег. Ездил в Бард-колледж, там тоже посещал такие занятия. В США обычно есть много классов именитых писателей, которые делятся опытом и обучают своей манере письма.

У нас несколько другой подход: занятия посвящены и практике, и теории. Например, есть несколько семинаров, посвященных построению конфликта. Мы изучаем, как сталкиваются два противоположных персонажа, как комбинируются полярные жанры в одном произведении. Магистранты читают определенные тексты, потом вместе их разбираем. Какие именно здесь автором поставлены художественные задачи и как они решаются на определенном материале. Потом студенты получают соответствующее задание — оно не имеет сильных ограничений: все авторы пишут индивидуально. Но в то же время магистранты должны уметь по мотивам наших занятий создавать собственные тексты. Потом я пишу отзыв, и мы дальше работаем с написанными текстами, обсуждаем их, отмечаем их сильные и слабые стороны.

Кроме того, для меня важно, чтобы наши магистранты умели писать прямо на паре — в течение получаса концентрироваться на тексте. Работа в классе учит писателя собираться и быстро самовыражаться. Но во всем должна быть мера — не стоит бесконечно это практиковать: такое интенсивное письмо тоже по-своему разрушает.

Какие еще курсы прослушают будущие литераторы? Кто их будет вести?

У магистрантов скоро будет несколько практик — помимо творческого семинара, который я веду, будет курс «Поэтика новеллы» Дмитрия Орехова, писателя и соавтора нашей совместной литературной мастерской. Кроме того, будет курс редактора издательства «Азбука» Аллы Степановой. Еще несколько важных курсов — по стилистике, посвященный современной русской прозе, профессора СПбГУ Андрея Дмитриевича Степанова, а также курс, посвященный основам композиции художественного текста, который читает доцент Ирина Эдуардовна Васильева.

Инициатор запуска программы «Литературное творчество» — ректор СПбГУ Николай Кропачев. Он поддержал предложение петербургского писателя Вадима Левенталя открыть такую программу в Университете. Это предложение прозвучало во время встречи Николая Кропачева с русскими писателями в СПбГУ на презентации «Альманаха современной российской прозы», вышедшего на китайском языке в Харбине (Китай) в 2018 году.

Магистранты пришли учиться литературному мастерству и в то же время навыкам редактирования художественной прозы. Мы предполагаем, что этому они смогут научиться в том числе во время мастер-классов. В качестве преподавателей в нашей программе будут участвовать современные русские авторы, которые будут проводить мастер-классы, обсуждать собственные тексты. Писатели будут рассказывать о том, какие художественные задачи они ставили перед собой и с помощью каких приемов их решали.

Магистранты с каким образовательным и писательским опытом поступили на программу?

Один из магистрантов — гражданин Узбекистана. Пока закрыты границы, он учится онлайн: подключаю MS Teams. Остальные приходят на практические занятия в Университет. Магистранты выполняют разные задания, которые помогают освоить разные писательские приемы. Одно из них — написать литературную сказку. Я прочел сказки, присланные мне нашими магистрами, своему сыну Гоше. Ему очень понравилось. Действительно, сказки написаны довольно профессионально, некоторые из них я бы даже напечатал.

Большинство наших магистрантов — старше 25 лет: именно в этом возрасте люди начинают серьезно писать. До этого пишут обычно руководствуясь инстинктом, драйвом, спинным мозгом. А после 25 лет это происходит более осознанно: понимаешь, что значит литературная форма, стремишься решить определенные художественные задачи.

Все наши обучающиеся — работающие авторы, то есть они пишут. В то же время они, как правило, окончили бакалавриат, не связанный с гуманитарными специальностями. Только двое имеют отношение к филологии. Более того, никто из них не оканчивал СПбГУ. Однако многие имеют некоторый жизненный опыт, что очень важно для писателя. Человек должен прожить какой-то отрезок жизни, испытать стресс, боль, в чем-то разочароваться.