Конкурс показывает востребованность преподавателей русского языка за рубежом

news img

На портале «Образование на русском» открылась регистрация для участия в конкурсе «Магистры русского языка».

У магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Образование и педагогические науки» и «Языкознание и литературоведение», появилась новая возможность попробовать себя в качестве преподавателей РКИ и улучшить свои навыки.

«Институт Пушкина уже не один десяток лет является научно-методическим и образовательным центром по подготовке кадров преподавателей РКИ. Этот опыт принят на международном уровне, о чем свидетельствует количество иностранных студентов, обучающихся у нас по программам высшего и дополнительного профессионального образования в области методики преподавания РКИ, – рассказала проректор по учебно-воспитательной работе  Института Пушкина Елена Колтакова. – Институт также является базой для практики студентов российских вузов – будущих преподавателей. Имеющийся опыт, потребности системы высшего образования в квалифицированных кадрах в области преподавания РКИ, а также запросы вузов-партнеров были положены в основу идеи конкурса. Разработка концепции конкурса «Магистры русского языка» проводилась Институтом Пушкина и Россотрудничеством, поддержавшим эту идею».

Первый конкурс был проведен Россотрудничеством и Институтом Пушкина в 2018 году.

«В оргкомитет конкурса также вошли ведущие вузы, которые осуществляют подготовку преподавателей РКИ – это Московский педагогический государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Московский городской педагогический университет. В дальнейшем конкурс получил развитие, его востребованность подтверждается количеством участников, которое ежегодно увеличивается», – добавила Елена Викторовна.

Институт Пушкина организует прием и проверку портфолио участников на портале «Образование на русском», координирует работу жюри конкурса и взаимодействие с участниками, финалистами и победителями. В прошлом году финалисты конкурса получили возможность бесплатно пройти повышение квалификации. По словам проректора по учебно-воспитательной работе, в этом году планируется принять победителей конкурса в институт на стажировку.

Конкурс проводится уже третий год. Елена Колтакова отметила, что в этот раз он проводится с некоторыми изменениями: «В отличие от прошлого года, участники должны провести открытое онлайн-занятие с иностранными слушателями подготовительного факультета (в прошлом году занятия проводились в очной форме, участники конкурса присылали видеозаписи занятий). Конечно же, тема, содержание, продолжительность занятия и группа, в которой будет проводиться занятие, предварительно обсуждаются».

Изменения затронут также и организацию стажировок победителей конкурса. Победители получат возможность прохождения онлайн-стажировки в качестве преподавателя РКИ в представительствах Россотрудничества за рубежом, а также в Институте Пушкина.

Конкурс проводится в несколько этапов.

Сначала участники должны зарегистрироваться на портале «Образование на русском» и разместить документы для портфолио в личном кабинете. Далее жюри проверяет портфолио участников и допускает их к участию в следующем этапе – диагностике профессиональных компетенций в области русского языка и методики преподавания РКИ. Победители этого этапа выходят в финал, в котором проводят открытые онлайн-занятия со слушателями подготовительных факультетов. В дальнейшем жюри отбирает победителей конкурса, которые смогут пройти стажировку: будут преподавать онлайн зарубежным слушателям в представительствах Россотрудничества или в Институте Пушкина.

Регистрация возможна до 10 ноября. Итоги первого этапа – оценки портфолио участников – подведут 15 ноября. Второй этап – проведение урока – пройдет с 15 по 25 ноября.

Распределение на стажировки победителей конкурса пройдет в феврале 2021 года.

«Участие и призовое место в конкурсе «Магистры русского языка – 2019» укрепили моё желание развиваться и работать в сфере РКИ. После окончания магистратуры я устроилась на работу в Центр РКИ Московского энергетического института и поступила в аспирантуру нашего Института, – поделилась впечатлениями выпускница Института Пушкина Мария Вахрушева. – Могу однозначно сказать, что конкурс – это отличный шанс проверить свои теоретические знания и практические умения в сфере преподавания РКИ. Было приятно узнать, что фрагменты уроков оценивали независимые эксперты. Это придаёт уверенности тебе, как начинающему специалисту. Помимо профессионального признания конкурс подарил возможность пройти стажировку, однако моя поездка не успела начаться из-за событий с пандемией. Буду надеяться, что благодаря учёбе в аспирантуре смогу воспользоваться своим призом».

Мария Вахрушева.jpeg

 

А вот призер конкурса 2019 года Татьяна Тапилин успела побывать в Болгарии, куда ее распределили на стажировку от Россотрудничества: «Как само участие в конкурсе, так и стажировка помогли мне улучшить свои навыки и умения в области преподавания РКИ. Я благодарна организаторам конкурса за возможность получить такой хороший опыт. Благодаря конкурсу я не только смогла побывать на стажировке в другой стране, но и в очередной раз убедиться в том, насколько мне интересна профессия преподавателя РКИ».

Татьяна Тапилин.jpg

 

Выпускница СПбГУ Полина Новикова, победитель конкурса 2018 года, поделилась своими впечатлениями от поездки в Словакию. «Практика, полученная в словацкой гимназии, заметно расширила мое представление о значимости русского языка за пределами РФ, популяризации русского языка и методике его преподавания. Работа преподавателем позволила применить свои знания в общении с детьми-иностранцами, изучающими русский язык вне языковой среды, увидеть имеющиеся лакуны, понять свои сильные стороны, осознать, хочется ли продолжать профессиональную деятельность в этой области. Конкурс открыл перспективы, показал востребованность преподавателей-носителей языка за рубежом, возможности для трудоустройства. Благодаря участию в «Магистрах русского языка» я познакомилась с отличными профессионалами-учителями, их методиками, пособиями, поняла принцип работы, поделилась своими умениями – это был незабываемый опыт, который хотелось бы получить вновь!» – рассказывает Полина Новикова, в настоящее время – младший научный сотрудник РГПУ им. А.И. Герцена.

mYwGeg3fwF8.jpg

 

Подробная информация об участии в конкурсе доступна по ссылке.

Регистрация на сайте.