Всероссийский онлайн-центр помощи детям с трудностями в обучении

news img

3 сентября в ТАСС состоялась пресс-конференция «Всероссийский онлайн-центр помощи детям с трудностями в обучении: первые результаты работы».

В качестве спикеров выступили учредитель Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская, директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева, директор департамента аудита образования, науки и инноваций счетной палаты РФ Светлана Меркушина и ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая. Модератором беседы выступила ведущий специалист пресс-центра ТАСС Виктория Кладиева.

В центре обсуждения было открытие первого онлайн-проекта «Центр помощи детям с трудностями в обучении» в России. Участники поговорили о масштабах проблемы образования детей с трудностями обучения, а также о государственной политике в этой сфере.

«Важно обратить внимание на то, что сегодня взят курс на индивидуализацию образовательных маршрутов. Он касается и общего образования, и специального образования», – заметила Татьяна Соловьева. Она добавила, что группа детей с ограниченными возможностями здоровья обширна: «Внутри такой укрупненной популяции есть дети с тяжелыми нарушениями речи, которые действительно испытывают объективно понятные трудности в нарушении письменной речи, и среди детей, у кого нет статуса «с ограниченными возможностями здоровья», есть достаточно широкая группа, которая нуждается в психолого-педагогической помощи, которая сегодня гарантируется законом об образовании РФ».

TASS_41268631.jpg

 

Татьяна Соловьева отметила, что дети с дисграфией и дислексией имеют полное право обучаться индивидуально, такие программы уже создаются: «Мы понимаем, что каждый ребенок имеет право на собственный вариант развития».

Участники также обсудили меры, которые принимаются в этом направлении, такие как, например, создание логопедических пунктов, где дети смогут получать психолого-педагогическую помощь без получения специальных разрешений от психолого-медико-педагогических комиссий.

Затем ведущая передала слово Марии Пиотровской, которая рассказала о первых результатах работы «Центра помощи детям с трудностями в обучении».

«К сожалению, родители не знают, что делать и до сего дня очень небольшой процент родителей, которые понимают, с чем могут быть связаны ошибки в письме ребенка в 1, 2, 3 классе и так далее», - подчеркнула Мария Пиотровская. По ее словам, сейчас организация занимается просветительской деятельностью, а ее специалисты дают онлайн конкретные методические рекомендации педагогам и родителям детей с речевыми нарушениями. Также в планах центра создание банка методик с просветительской информацией и конкретными советами для педагогов и родителей.

Многие родители не всегда понимают, в какой момент нужно идти за помощью к логопеду. Мария Пиотровская заявила, что лучше всего этим заняться перед походом в школу через специальную логопедическую комиссию и не заниматься домашней диагностикой. «Специалисты есть, просто надо не забывать, что они существуют не только для того, чтобы ставить звуки, но и еще и речь, письмо, чтение», - сказала Пиотровская.

TASS_41268593.jpg

 

Следующей слово взяла Маргарита Русецкая. Она рассказала о процессах в развитии культуры речи школьников в связи с цифровизацией. По ее словам, речевая культура меняется: устной коммуникации становится меньше, на смену ей приходит цифровое общение. «Современные дети растут сразу в трех речевых средах: устная, письменная и цифровая речь, и конечно их специфика восприятия текстов иная», - отметила Маргарита Николаевна.

В Институте Пушкина существуют лаборатории, которые занимаются изучением коммуникации поколения Z. «Это наши современные дети, которые отличаются не только клиповым восприятием, не только сужением объема краткосрочной оперативной памяти, но и обладают новыми возможностями: это переработка больших объемов информации, умение ориентироваться в этих информационных потоках. Ну и конечно, все это не может не сказываться на речи», - рассказала Маргарита Русецкая.

По законодательству каждый ребенок имеет право на адресную психолого-педагогическую помощь, однако для того, чтобы ее получить – сам родитель должен что-то заподозрить. «По данным мониторинга, который проводила Ассоциация, 6% людей в нашей стране знает, что такое дислексия. Страшно то, что и процент учителей, осведомленных об этой проблеме, не выше», - привела статистику Маргарита Русецкая.  Она подчеркнула, что главная задача на сегодня – вернуть доступную помощь ребенку по месту его обучения.

TASS_41268634.jpg

 

На портале «Образование на русском» был создан обучающий курс для родителей, для педагогов и психологов об основных проблемах дисграфии и дислексии. «Достижение этого курса в том, что он постарался собрать разные взгляды представителей разных научных школ, в том числе и зарубежные подходы к дисграфии и дислексии. Это такой первый методический шаг, первая помощь для всех, кто хотел узнать, что такое дислексия», - рассказала Маргарита Русецкая. Кроме того, Институт Пушкина апробировал методику онлайн-консультаций детей соотечественников, проживающих за рубежом, которые хотят не потерять связь с русским языком и культурой.

Последней выступила Светлана Меркушина. «Согласно данным международного исследования PISA, около 25% 15-летних школьников обладают низким уровнем функциональной грамотности. Это грамотность читательская, математическая, естественно-научная, и в этом смысле мы видим очень большие риски, в том числе для социально-экономического развития страны и для сферы в целом. По данным экспертов, если мы снизим количество таких детей примерно до 16% или 13%, то в целом это принесет довольно существенный вклад в ВВП и рост плюс 3% – 6% ВВП», – отметила Светлана Александровна. По ее мнению, эти данные должны стать дополнительной стимуляцией для государства для того, чтобы обратить внимание на тему трудностей в обучении детей.

TASS_41268646.jpg

 

После основной части пресс-конференции участники перешли к вопросам журналистов. Так, на вопрос о том, кто и с какими запросами чаще всего обращается в центр, Мария Пиотровская ответила, что половина обратившихся – специалисты, которые просят конкретные методические рекомендации. Другая же половина – это родители с детьми.

«На данный момент в центре работают логопеды, нейропсихологи, психологи. Это три вида специалистов, причем блестящих, которые были отобраны и согласованы Маргаритой Николаевной и всеми коллегами, кто входит в состав нашего экспертного совета», -  Мария Михайловна рассказала о специалистах центра. В планах развития центра – подключить к работе психиатров и неврологов.

На вопрос о том, какие изменения в усвоении информации последовали после перехода учебы в онлайн, Маргарита Русецкая заявила, что переход прошел легко, но дистанционный режим оказался гораздо тяжелее для студентов, чем учеба офлайн. «Студенты говорят, что дистанционное обучение гораздо сложнее, чем аудиторное, потому что самопроизвольность и самоорганизация должна быть на порядок выше», - добавила ректор Института Пушкина.

Татьяна Соловьева добавила, что переход в онлайн вызвал ряд трудностей у школьников. Одна из них – потеря привычной для обучения среды и необходимость контроля деятельности ребенка со стороны: «Нужно, чтобы родитель взаимодействовал с педагогом и с ребенком, и возникла та необходимая триада». Она добавила, что для детей с особыми образовательными потребностями только такое тройное взаимодействие окажет необходимый эффект.​