«К нам поступают лучшие»
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина создавался в далекие 60-е годы прошлого столетия – специально для того, чтобы обучать русскому языку людей со всего мира. Сегодня ректор Маргарита Русецкая рассказывает, как прошел в институте первый в истории мирового образования семестр полностью дистанционного обучения.
– Институт Пушкина практически первым из вузов страны перешел на онлайн-формат. В начале марта все российские студенты еще сидели в аудиториях, а наши преподаватели уже переводили в удаленный режим занятия по русскому языку с иностранными студентами, потому что некоторые из них – например, китайские студенты – не смогли вернуться с каникул в Россию из-за карантина. Другие, наоборот, срочно вылетали на Родину по рекомендации своих правительств.
Известно, что занятия языком – один из самых сложных видов обучения; совсем недавно считалось, что такие занятия требуют только очного взаимодействия преподавателя и учащихся. Однако Институт Пушкина несколько лет развивает дистанционные форматы обучения русскому языку, и теперь само время показало правильность выбранного нами пути.
Посещаемость портала «Образование на русском», который был создан именно для обучения русскому языку онлайн, за время карантина выросла почти в два раза.
Опыт, приобретенный в ходе разработки портала, помог нам быстро организовать учебный процесс для учащихся с разными уровнями русского языка и разными целями. Два наших факультета обучают только иностранных студентов – это подготовительный факультет для иностранных граждан, поступающих в российские вузы, и факультет обучения русскому языку как иностранному, на нем учатся студенты зарубежных вузов, которым для будущей профессии или карьеры нужен русский язык.
На этих факультетах учатся студенты с разным уровнем владения языком. На подготовительный факультет обычно поступают ребята с нулевым уровнем языка – и за десять месяцев наши преподаватели добиваются того, что они сдают тест на уровень В1, достаточный для получения высшего образования на русском языке. На ФОРКИ тоже встречаются студенты с начальным уровнем – так, например, к нам приезжают целые группы военных из Турции, Саудовской Аравии, других стран, но есть и те, кто в своих вузах учится на преподавателя, переводчика, культуролога и приезжает уже с какими-то знаниями русского языка.
Более тысячи иностранных граждан обучались в этом семестре в Институте Пушкина. Кто-то остался на карантине в Москве, кто-то учился из своих стран: Австрии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Вьетнама, Германии, Италии, Китая, Монголии, Словении, Республики Корея и других – всего 96 стран.
Хотелось бы отметить ответственность и творческий подход наших преподавателей. Просто удивительно, сколько разнообразных методических приемов и идей они сумели применить на своих занятиях!
Тут и знаменитый российский флешмоб изоизоляция. С огромным энтузиазмом наши вьетнамские и китайские студенты выполняли задание педагогов: выбрать понравившуюся картину художника, рассказать о нем на русском языке, а главное – сфотографироваться в образе главного персонажа картины. Ребята с большим интересом отнеслись к заданию, выбирали не только классику – «Неизвестную» Крамского, «Княжну Тараканову» Флавицкого, «Девочку с персиками» Серова, «Аленушку» Васнецова, но и картины современных авторов, например, Васи Ложкина.
Тут и современные молодежные форматы: короткие видео в Tik-tok, использование мемов, косплеев, популярных приложений, меняющих внешность – все это помогает лучше усваивать новую лексику, развивать разговорные навыки, мотивирует студентов на продолжение занятий. Главное – что все эти приемы основаны на научном подходе, методически грамотны, имеют под собой прочную теоретическую основу.
– Ваши преподаватели делятся опытом с коллегами?
– Преподаватели наши делятся опытом и на вебинарах, и на программах повышения квалификации по трансформации обучения в цифровой среде. Эти программы идут сейчас, будут открываться и перед началом учебного года, и осенью, чтобы знакомить слушателей с лучшими практиками онлайн-обучения, которые могут применяться, кстати, на занятиях не только по русскому языку, но и по другим предметам. Каждый педагог может создать на базе этих курсов личную траекторию развития своей цифровой компетентности.
Недавно снова началась востребованная, очень ожидаемая русистами всего мира программа «Практическая методика преподавания русского языка как иностранного: очно и дистанционно», над которой работали лучшие и опытные эксперты института. Масштабная программа реализована при поддержке Россотрудничества – «Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России», обучение по которой прошли преподаватели ведущих вузов, а также выпускники магистратуры по программам подготовки преподавателей РКИ.
– А как поживают ваши российские студенты? Все же программы высшего образования, как показал опыт, сложнее перевести на дистанционный формат. С какими результатами институт закончил семестр?
– Отвечу словами одной из студенток третьего, вернее, уже четвертого курса филологического факультета: «Если описать окончание этого семестра одним словом – комфортно». Действительно, институт – и студенты, и преподаватели – закончил семестр комфортно, спокойно и с хорошими результатами.
Это показывают и данные опроса, добровольного и анонимного, который мы провели буквально на днях по итогам семестра. На вопрос, как институт организовал дистанционное обучение, 55% опрошенных поставили оценку «хорошо», 39 % – средне и «плохо» – 6 %.
Мнения студентов по поводу готовности их самих к дистанту включали весь эмоциональный спектр, от экспрессии: «Не готов, это ужасная идея», философского принятия: «Скучно будет, совсем лениво, хотя ничего», до спокойного: «У меня дистанционное обучение не вызвало проблем с самого начала».
Вообще очень интересно было читать комментарии студентов о положительных и отрицательных сторонах дистанционного обучения.
Среди них были и достаточно ожидаемые. В числе отрицательных ребята называли: «Отсутствие «живого общения» с одногруппниками и преподавателями», «Легко потеряться в происходящем, нет такой сильной связи с учебной реальностью, как вживую», «Невозможность полноценно заниматься из дома», «Может обостриться лень, и вместо лекции можно залечь спать»; среди положительных – «Сосредоточенность и более внимательное отношение к предметам», «Не нужно тратить время на дорогу», «Получение качественной информации в удобном виде».
Но были и довольно неожиданные ответы: «Мы очень сплотились с одногруппниками», «Новые форматы срезов и общения с преподавателями: отправка стихотворений видео файлами» или «Ты предоставлен сам себе, не нужно общаться и бояться, что кто-то готов намного лучше тебя».
Что касается выбора формы обучения, то предпочли бы Офлайн – 39 %, Онлайн – 17 %, Смешанное обучение – 44 %. В перспективе с тем, чтобы следующий семестр был бы полностью в онлайн-формате, готовы согласиться 35 %, ответили «нет» – 49 % и «мне все равно» – 16 %.
На мой взгляд, это осознанный выбор, многие ребята его аргументируют, и вообще должна сказать, что при ответах наши студенты продемонстрировали активность и ответственный, взрослый, я бы сказала, подход.
И это неудивительно. К нам поступают лучшие. Институт Пушкина традиционно входит в Топ-10 российских вузов по качеству приема – средний балл ЕГЭ первокурсников составил 91,7 балла.
Не раз были в этом году отмечены достижения наших студентов – и российских, и иностранных.
Среди студентов филфака в этом году – победители и призеры конкурсов «Моя страна – моя Россия», «Студент года», стипендиаты Президента РФ, победители конкурса «Магистры русского языка» при поддержке Россотрудничества.
Если говорить о достижениях института в целом, то, кроме высоких позиций по качеству приема в Мониторинге Минобрнауки, о котором я уже сказала, мы входим в список ста лучших российских вузов журнала Forbes, причем за два года поднялись в рейтинге на 17 позиций и сейчас занимаем 54 место.
– Как развивается наука в институте?
– Прошедший год оказался для нашей науки очень удачным: по решению комиссии при РАН мы вошли в перечень ведущих научных учреждений России, как следствие – нам было увеличено государственное задание на выполнение научных исследований почти в 5 раз. Мы открыли Лабораторию когнитивных и лингвистических исследований, в которой собрали команду ученых из самых разных, на первых взгляд, даже не связанных областей: лингвистика, биология, математика, психология, информационные технологии. Но на самом деле именно такие коллаборации сегодня совершают научные прорывы, все самое перспективное – на стыке наук. Сегодня в распоряжении этой команды ученых новейшее оборудование, которое позволяет доказательно анализировать то, как головной мозг руководит нашей речевой деятельностью, и не только узко речевой, но и шире – коммуникативной. Например, в рамках совместного проекта с Ливерпульским университетом мы закупили робота, которых регистрирует и измеряет реакции человека не невербальные контакты (прикосновения). Ведь мало кто знает, что невербальным путем, то есть без слов, мы получаем до 70 процентов информации в ходе коммуникативного взаимодействия. До конца года эта команда также получит новейший электроэнцефалограф, это позволит нам расширить спектр исследований, лучше понять связь между коммуникацией и мозгом.
– Это все на государственные деньги?
– Нет, за счет бюджета мы выполняем не более половины научных исследований, остальное – это привлеченные внебюджетные средства, гранты, объем которых за последние 3 года мы нарастили более чем в 10 раз. Причем тематика этих проектов очень разнообразна: сравнительные корпусные исследования грамматики русского языка и других славянских языков, языков России, языковая политика, языковые проблемы миграции, политический дискурс, судебная лингвистика, русская и мировая литература. Чтобы обеспечить кадровый рост научных школ по этим направлениям, мы открыли в диссертационном совете новую специальность – теория языка, прежнего набора научных специальностей нам уже было мало.
– Как удается при таком росте числа научных направлений обеспечивать качество?
– Сегодня этот вопрос решается очень просто, объективным индикатором качества научных исследований является публикационная активность. Если еще лет пять назад не все сотрудники институт имели профиль в РИНЦ, то сегодня результаты наших исследований публикуются в журналах 1 и 2 квартилей Web of Science и Scopus. Ширится и круг наших научных партнеров, это университеты Европы, США, Китая, включая, например, Стэндфордский университет, Гарвардский университет, Сорбонна, Ливерпульский университет. Растет подписка на наш флагманский журнал «Русский язык за рубежом», им активно пользуются русисты всего мира. Но мы открываем и новые издания. Например, недавно начал выходить журнал по довольно узкой грамматической тематике – «Теория морфосинтаксических параметров».
– Как определяется тематика научных работ? Ученые имеют полную творческую свободу или действуют в жестких рамках?
– Наука – это сфера творческая, загонять ученых в жесткие рамки неразумно, потому что результаты научного поиска никогда нельзя предугадать. Большая часть фундаментальных научных открытий были сделаны случайно. Но нам удалось собрать команду ученых, научные интересы которых соответствуют государственным приоритетам. Например, в национальном проекте «Образование» намечена цель – развитие цифровых образовательных сред и электронных средств обучения. Мы понимаем, что перед тем, как внедрять эти технологии в обучение детей, нужно доказательно убедиться в их эффективности и безопасности. В это году мы запустили очень интересное исследование на стыке компьютерных наук, нейронаук, психологии и лингвистики, которое позволит нам точно сказать, как различается восприятие информации из электронного учебника и из обычного, бумажного. Мы лучше поймем, в чем разница между электронным чтением и чтением с листа. Пока по этому поводу больше гипотез, а подчас и откровенных конспирологических домыслов или фобий: кто-то считает онлайн-образование невероятным рывком, кто-то – гибелью образования или даже закатом культуры. Ситуация с пандемией показала нам, что, хотим мы или нет, онлайн-образования стало фактом. Но этому факту нужно дать доказательную оценку, ведь любой инструмент можно применять как на пользу, так и во вред. Мы решили расставить все точки над «и» в этом остром для науки и общества вопросе. На исследование уже получены деньги Российского фонда фундаментальных исследований, первые результаты мы получим уже к концу этого года, но окончательные выводы сделаем через 3 года. Отмечу, про проект выполняет команда, полностью состоящая из молодых ученых.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших просветительских проектах.
– О, это потребует очень много времени! Начну с наших партнерских проектов. Мы сотрудничаем с аэропортом Шереметьево имени А.С. Пушкина, проводим литературные гостиные, виртуальные экскурсии – недавно, например, подписчики инстаграма аэропорта познакомились с Москвой Татьяны Лариной, увидели столицу глазами Сергея Есенина. Наши иностранные студенты рассказывают о своих городах и странах – Пекине, Боснии и Герцеговине, Венгрии. Так как это родные места ребят, они рассказывают очень интересные, неочевидные вещи, после эфиров всегда много благодарных комментариев.
Добрые отношения сотрудничества связывают нас со Светловкой – Центральной городской молодежной библиотекой им. М.А. Светлова. Наши преподаватели рассказывают читателям Светловки о поэтах и писателях, тенденциях в мировой и российской литературе, современной детской литературе, дают советы родителям, что читать детям.
Целый ряд проектов реализуется при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. У нас есть несколько очень популярных проектов для школьников – Литературный квест, конкурсы диктантов, ораторов, конкурс сочинений – финалы которых мы традиционно проводим в институте, это очень интересно, празднично для участников. В этом году провели их онлайн, но все прошло хорошо, ребята довольны, у них, как и в прошлые годы, остались отличные впечатления.
Впервые в этом году мы реализовали проект «Литературно-творческие мастерские в московских школах». Провели серию лекций, посвященных русской классической литературе, организовали мастер-классы по сценической речи, проникновения в образ персонажа. По результатам программы школьники подготовили театральные этюды по мотивам цикла повестей А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», самостоятельно сняли и смонтировали видеоролики театральных этюдов, сами сыграли главные роли. Все участники проекта получили незабываемые эмоции, просматривая талантливо и ярко представленные миниспектакли.
Институт Пушкина принял активное участие в проекте «Московское долголетие». Это программа Мэра Москвы, которая помогает москвичам старшего возраста вести активный образ жизни и бесплатно использовать возможности города для самореализации.
В Институте был реализован ряд курсов по направлению «Интеллектуальный клуб». Это «Немецкий язык для общения и путешествий», «Литературные гостиные: классики и современники», «Школа русского слова», «Мероприятия по повышению грамотности и развитию речевых компетенций», «Здоровье/красота/стиль». Пенсионеры с удовольствием посещали занятия, они не только получили новые знания и навыки, но и расширили свой круг общения, приобретя новых друзей и единомышленников.
Институт Пушкина продолжил свое участие в межведомственном образовательном проекте «Московский экскурсовод». Специально для подростков наши преподаватели разработали программу «Речевой этикет в деятельности экскурсовода». На практических занятиях школьники изучают речевой этикет, ораторские приемы, невербальные средства общения, знакомятся с особенностями представления краеведческой информации.
Конечно, пушкинская тема является одним из приоритетных направлений научной и просветительской работы института. В рамках проекта «Пушкинский код в эпоху цифровых коммуникаций» мы проводим всероссийские и международные научные и просветительские мероприятия. Каждый четверг на портале «Образование на русском» проходят Пушкинские вебинары, спикерами которых являются ведущие ученые-пушкинисты, переводчики произведений А.С. Пушкина, сотрудники Пушкинских музеев.
Весной-летом 2020 года в содружестве портала «Образование на русском» и международного портала авторской песни bards.ru мы провели ряд резонансных мероприятий. Большой международный интерес и тысячи просмотров собрали встреча с поэтом и бардом Александром Городницким «Не женитесь, поэты», международный онлайн-марафон песен Булата Окуджавы «Соединение сердец — старинное приспособленье» 9 мая, встреча «Перебирая наши даты…» к 100-летию со дня рождения Давида Самойлова 1 июня, международный марафон «Мой Пушкин» 6 июня, международный онлайн-марафон песен Юрия Визбора «Абстрактная картина, судеб переплетенье» 20 июня.
В начале июля 2020 года специальная программа Института Пушкина была представлена в онлайн-формате на Грушинском фестивале авторской песне.
Кто-то сказал, что Визбор спас от маразма целое поколение, уводя своими песнями людей в горы. То, что мы сейчас пытаемся делать в интернете на тему литературы, языка, поэзии, песни – эта фраза, по сути, очень точно отражает и нас. Мы действительно хотим сформировать у пользователей интернета эти виртуальные горы как определенные высоты культурного развития и увести на эти горы огромное количество тех, кто бесцельно слоняется в интернете, вслед за Визбором спасая от маразма, деградации новые поколения людей.