«Границы мира стираются прямо в аудитории»

news img

Выпускница магистратуры, участница международной волонтерской программы “Послы русского языка в мире” Нина Николаева еще до окончания института получила хороший опыт преподавания русского языка как иностранного. В течение трех месяцев Нина стажировалась в Венгрии в Дебреценском университете, а затем ей предложили там работать.

В рубрике «Выпускник филфака» Нина рассказывает, почему она выбрала профессию преподавателя РКИ и как ей работалось за рубежом.

OUP3ege7Di0.jpg

- Нина, почему вы выбрали преподавание русского языка как иностранного? И почему выбор пал на Институт Пушкина как место для получения профессии?

- С миром РКИ я познакомилась, когда стала волонтером программы “Послы русского языка в мире”, которая реализуется как раз Институтом Пушкина. До этого я училась на зарубежной филологии и преподавала английский, поэтому я знаю, как обучать языкам. Но никогда не задумывалась о том, чтобы преподавать русский иностранцам. 

Мне очень понравилась атмосфера экспедиций, в которые мы отправлялись с послами – дети и взрослые, которые хотят изучать русский язык и знакомиться с русской культурой, послы, заряжающие своей энергетикой, и методисты, которые всегда готовы помочь и подсказать, как дать материал лучше и интереснее.

Меня позвали работать на подготовительный факультет после окончания Петрозаводского государственного университета, где у меня появилась возможность обучать целую группу студентов, которые никогда до этого не бывали в России, а русского не знали совсем. 

Проработав там год, я захотела получить профильное образование по РКИ, и мой выбор пал, конечно же, на Институт Пушкина. Я не пожалела о своем решении – знания, которые я получила, помогли чувствовать увереннее себя в профессии, я получила ответы на многие вопросы, которые возникали во время преподавания.

- Какой момент, произошедший в стенах Института, вы запомните на всю жизнь? 

- Наверное, это был момент поступления. Все было так ново и непонятно – новый город, новый вуз, новое окружение. На вступительных экзаменах я встретила своих друзей, которые тоже собирались поступать. Мы дружно готовились к экзаменам, обсуждали вопросы, волновались и веселились.

pv2l0eWhQ7s.jpg 

- Какую тему вы выбрали для диплома? 

- Я писала работу об интенсивных методах обучения РКИ. Эти методы признаются самыми эффективными и результативными в обучении иноязычному общению. Из-за пандемии мы решили рассмотреть возможность реализации интенсивного обучения в онлайн-формате. Это сделало нашу работу очень актуальной, ведь исследования на эту тему не проводились. 

- Расскажите, как вы попали на стажировку в Венгрию? Ваши впечатления об этом времени. 

- Весной прошлого года нам написали о возможности прохождения стажировки в Венгрии. Всех желающих попросили написать мотивационное письмо, прикрепить сведения об успеваемости и собрать портфолио. Через некоторое время мне сообщили, что я прошла отбор и меня приглашают на стажировку в Дебреценский университет. Я очень обрадовалась – мне хотелось попробовать поработать в другой стране, преподавать там русский.  

Летом я морально готовилась к этому опыту. Принимающая сторона сразу отнеслась ко мне очень тепло, с радостью отвечала на все вопросы. Перед самой поездкой мы созвонились с куратором из Венгрии, и она сказала, что все меня очень ждут, готовы встретить, помочь с размещением и показать город. Мне было очень приятно. Я знала, что еду к очень гостеприимным людям, которые были действительно рады меня принимать.  

На стажировке я находилась 3 месяца. Преподавала русский язык студентам университета и всем желающим изучать русский язык.

_YyZxA_-QxA.jpg

- Что сделал Институт Пушкина для того, чтобы вы оказались на стажировке? Как он помог вам? 

- Прежде всего, предложили эту стажировку. Я ничего не искала и не смотрела сама. Мне дали все контакты и готовы были помочь с получением визы. В любое время все готовы были ответить на вопросы.

Преподаватели обрадовались, когда я сказала, что поеду преподавать. Все желали удачи, подбадривали, давали задания для отработки, шли на контакт. 

- Расскажите о своих эмоциях. Что вы чувствовали, когда узнали о предложении преподавать в Венгрии?

- Я была очень рада. Я уже говорила о том, что стажировка была мечтой. И вот она исполнилась. Я получила ценный опыт, работала со студентами разных уровней и направлений обучения, помогала в организации тематических вечеров. В Венгрии я познакомилась с чудесными людьми, которые стали друзьями. Это очень ценно. 

Даже удалось немного попутешествовать по Европе. Помимо Венгрии я побывала в Австрии, Словакии, Бельгии и Нидерландах. 

- Что говорят родные, близкие? Кто-то из них отговаривает от поездки?

- Родители очень переживали, но знали, что я со всем справлюсь. Они уже привыкли к моим постоянным амбициозным затеям. Меня никто не отговаривал, но вопросов задавали массу: “А где ты будешь жить?”, “А что ты будешь есть?” и другие. Я всех успокоила и сказала, что с бытовыми проблемами я точно справлюсь. Мы постоянно созванивались, так что мы были на связи все это время.  

sVtN8fWcGWc.jpg

- Какими качествами должен обладать хороший, качественный преподаватель? 

- Преподаватель должен любить свою профессию, любить людей и всегда быть готовым помочь. Студент всегда чувствует твою энергетику. Если ты не хочешь делиться своими знаниями и эмоциями, контакта не случится. 

Ситуации бывают разные: нужно уметь быстро ориентироваться, подстраиваться под обстоятельства. Иногда занятие приходится менять прямо на ходу, и никто не должен этого заметить.

Даже если ты очень боишься выходить в аудиторию, ты не должен этого показывать. Нужно транслировать уверенность и оптимизм, тогда все точно получится!

- Что нужно сделать, чтобы оказаться среди тех, кто преподает за границей? 

- Нужно быть открытым, открытым ко всему – к людям, к миру вокруг, к новому опыту и знаниям. Мы все очень разные, но в этом и есть вся прелесть нашей профессии. Ты встречаешься с людьми со всего света, общаешься с ними, узнаешь об их жизни и рассказываешь о своей. Границы мира стираются прямо в аудитории. Это настоящая магия.