Сложи свой паззл преподавательского мастерства
Институт Пушкина открыл набор на программы нового цикла повышения квалификации. Курсы различной продолжительности разработаны по принципу паззлов или мозаики и помогают получить цельное представление об организации учебного процесса в цифровой среде, включая теоретические знания и практические инструменты.
Чем интересен этот цикл, можно прочитать в интервью Марии Лебедевой, ведущего научного сотрудника Института Пушкина, руководителя исследовательской группы «Обучение русскому языку в цифровую эпоху».
Чтобы помочь потенциальным слушателям определиться и выбрать полезные для себя курсы, Мария Лебедева подробнее рассказала о каждой программе нового дистанционного цикла.
Обзор программ повышения квалификации «Обучение русскому языку в цифровую эпоху»
Экспресс-курсы: 16 часов, 2 недели
Базовые инструменты онлайн-преподавателя
Курс дает представление о самых простых и доступных платформах, на которых можно проводить онлайн-уроки, размещать учебные материалы и проверять домашние задания. Мы освоим стартовый набор преподавателя. Разберем самые популярные платформы Zoom, Adobe Connect, Skype, Webinar, Microsoft Teams, поймем отличия между ними, преимущества и ограничения каждой.
Отдельно поговорим о том, на каких платформах можно находить частных онлайн-учеников.
Старт 6 июля
Организация учебного процесса в онлайн-среде
Поможет преподавателю разобраться с платформами систем дистанционного обучения – LMS (Learning Management System), на которых создаются онлайн-курсы. Преподаватель выкладывает на такие платформы материалы, учебные видео, задания, тесты, организует обсуждение между студентами. На платформах есть все, чтобы удобно построить работу: расписание курса и сроки сдачи всех работ, возможность ставить оценки за работы и комментировать их, студенты видят свои оценки, а преподаватель видит журнал курса.
Мы познакомимся с функционалом самых популярных LMS: Moodle, Canvas, Google Classroom, WeStudy, Core и других. Отдельно обсудим, как организовать работу студентов на платформе, выстроить коммуникацию, создать систему заданий и дедлайнов, как с помощью этих платформ организовать проектное и коллаборативное обучение.
Системы дистанционного обучения дают возможность более удобной и оптимальной организации учебного процесса. Например, при планировании курса в LMS очень удобно раскладывать все компоненты курса: объединять материалы по темам, организовывать там задания, расписывать требования к заданиям и сроки их выполнения. Вся информация оказывается в одном месте: студентам не нужно собирать материалы курса из разных писем в почте, преподавателю не нужно индивидуально отвечать на вопросы о том, что задано и когда нужно сдать. Все оценки собираются в журнал, и очень легко подводить итоги курса.
Этот курс актуален не только для онлайн-преподавателя: многие школы и вузы рекомендуют преподавателям размещать материалы своих курсов в LMS. Грамотное совмещение онлайн-курса и очных занятий позволит построить эффективное смешанное обучение.
Старт 22 июня
Мастерская цифрового педагога-1: создаем цифровой учебный контент по РКИ
Курс направлен на развитие медианавыков преподавателя. Мы покажем, какие учебные задачи можно решать с помощью таких новых цифровых жанров, как инфографика, лонгрид, интеллект-карта (mindmap), видеоскрайбинг, интерактивный комикс.
Инфографика позволяет уже на начальном этапе знакомить учащихся с аутентичными материалами, так как содержит мало текста и иллюстрации, помогающие догадаться о значении незнакомых слов. С помощью инфографики преподаватель сможет не только разнообразить традиционные грамматические и лексические упражнения, но и организовать дискуссию на уроке или обсудить необычные русские традиции. Особенно живо студенты воспринимаю материал в формате видео.
Видеоскрайбинг – несложный и увлекательный способ создать видеопрезентацию новой темы. Небольшое количество текста в сопровождении простых схематичных рисунков привлекает учащихся и позитивно влияет на их мотивацию.
Лонгрид выручит в ситуации, когда нужно дать длинный текст, для которого не подходит формат презентации или инфографики. Лонгриды как раз рассчитаны на большой объем текста, а внимание читателя удерживается за счет разнообразных медийных компонентов (видео, аудио, анимации, 3D панорам и т.д.)
В ходе программы мы не только освоим сервисы, которые помогут преподавателям и их ученикам создавать актуальные медиаматериалы, но и уделим особое внимание методической ценности этих жанров. В результате курса слушатели создадут собственное портфолио учебных материалов.
Старт 8 августа
Мастерская цифрового педагога-2: создаем интерактивные задания по РКИ
В курсе представлены инструменты, которые позволят преподавателю создать свою коллекциюинтерактивных тестов, игр, викторин, тренажеров для использования на уроке и для самостоятельной работы студентов. По итогам курса слушатели сформируют банк цифровых заданий, которые смогут многократно использовать для работы с разными группами и учениками. Например, викторины для знакомства с новой аудиторией, задания типа «пока всех ждём» или «взбодримся», известный преподавателям «снежный ком», но в технологичном виде, дрилл лексики и грамматики в диалоговом тренажере больше никогда не будет скучным.
Сервисы могут стать большими помощниками преподавателю в выстраивании индивидуальной траектории обучения для каждого студента: проверка домашних заданий, рассылка напоминаний и заданий, моментальная обратная связь в них происходит автоматически.
При грамотном использовании цифровых инструментов у преподавателя освобождается время и появляется вдохновение на решение интересных творческих задач.
Старт 17 августа
Программы средней продолжительности
32 часа, 1 месяц
Проведение онлайн-урока по РКИ: методические и технологические аспекты
На этой программе мы изучаем как инструментарий онлайн-преподавателя (вебинарные платформы, интерактивные доски), так и говорим о методическом аспекте онлайн-урока.
Как выстроить сценарий занятия в онлайне? Какие формы работы будут эффективны в таком формате, а какие – нет? Как сохранить групповую динамику и дотянуться до каждого ученика по ту сторону экрана?
Старт 24 августа
Корпусная лингводидактика РКИ: использование лингвистических корпусов в учебном процессе
Корпусная лингвистика произвела революцию в науке о языке – но как это повлияло на преподавание русского языка? В ходе курса мы познакомимся с современными корпусами русского языка, на примере Национального корпуса русского языка изучим возможности работы с корпусом. Обсудим, какие подходы к использованию корпуса в практическом курсе могут быть эффективны и научимся эти подходы применять, а также научимся создавать и исследовать собственные корпуса исследования.
Отдельно рассмотрим сервисы и приложения, основанные на корпусных технологиях, которые преподаватели русского языка могут применять в своей практике.
Старт 2 ноября
Большая программа
72 часа, 2 месяца
Теория и практика обучения РКИ в цифровой среде: новая парадигма в лингводидактике
«Что делать, если интересно все?!» Специально для вас осенью, когда опыт «экстренного дистанта» немного осмыслится, мы запускаем эту программу. Курс направлен на формирование у слушателей глубоких знаний в области теории и практики цифрового обучения иностранному языку на примере РКИ. В основе программы лежат модели цифровой компетентности современного педагога, который может выступать не только в традиционной роли учителя в классе, но также и в роли тьютора, методиста, педагогического дизайнера.
Программа будет построена непривычно: вместо традиционных лекций и семинаров… но об этом позже.
Старт 12 октября