Исследование в области компьютерной лингводидактики в Институте Пушкина

17 мая 2019 года в диссертационном совете Российского института дружбы народов состоялась успешная защита диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук сотрудником Информационно-библиотечного центра Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Владимиром Александровичем Жильцовым.

Диссертация на тему «Компьютерное моделирование языковой среды в дистанционном обучении РКИ (уровни А2-В1)» была написана под руководством профессора кафедры методики преподавания русского языка как иностранного, доктора педагогических наук Эльхана Гейдаровича Азимова. Исследование направлено на изучение возможностей создания искусственной русской языковой среды с использованием средств компьютерной графики и трехмерного интернета. Виртуальная русская языковая среда рассматривается как компьютерный тренажер в ходе коммуникативно-ориентированного дистанционного обучения.
Электронные ресурсы подобного рода разрабатываются на основе многопользовательских виртуальных миров с элементами социальной сети, где каждый пользователь представлен в виде трехмерного компьютерного персонажа – аватара.

Скриншот интерфейса виртуальной интерактивной среды

Общение в виртуальной языковой среде при параллельном изучении русского языка посредством различных дистанционных курсов способствует формированию и развитию вторичной языковой личности инофона. Данная методика позволяет в игровой форме преодолеть психологический барьер при вступлении в коммуникацию с носителями языка в реальных условиях.
Благодаря настоящему исследованию классификация средств дистанционного обучения была дополнена «трехмерными активно-коммуникативными образовательными средами», а арсенал педагогических технологий пополнился «образовательным киберквестом», практической реализацией которого стало учебно-игровое приложение по русскому языку «Приключения Киберкота» для устройств IOS и Android. В диссертационной работе был заложен фундамент для дальнейших научно-практических исследований в новейшей области компьютерной лингводидактики, определяемой как «V-Learning» – обучение в трехмерном виртуальном пространстве, созданном с применением интерактивных компьютерных технологий.

Скриншот из учебно-игрового приложения по русскому языку «Приключения Киберкота»

Работы в области v-learning проводятся Институтом Пушкина с 2014 года. Разработка средств и методов обучения русскому языку как иностранному, родному и неродному с использованием современных компьютерных технологий является одним из ключевых направлений научно-инновационной деятельности института.