«Хлестаковский пассаж» – литературная первоапрельская юморина
Иван Александрович Хлестаков – главный герой пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», который, согласно сюжету всемирно известной русской комедии, является уроженцем саратовской земли и, возвращаясь из Петербурга домой, держит путь в Саратов. Сам Гоголь, живший «по старому стилю», и не подозревал, что его день рождения с изменением календаря переместится на международный день смеха. Но уже Чехов называл Первое апреля «днем журналистов и Ивана Александровича Хлестакова». Гоголь сделал своего центрального героя – Хлестакова – уроженцем саратовской земли. Об этом в тексте комедии упоминается неоднократно. Ежегодный уникальный проект Хлестаковский фестиваль – литературная первоапрельская юморина – проводится силами Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета с 1998 года. Автор идеи и президент фестиваля – научный руководитель ИФиЖ СГУ, профессор В.В. Прозоров. Постепенно, кроме гоголевского наследия, основой для хлестаковских юмористических забав стали и произведения других авторов – Пушкина, Андерсена, Грибоедова, Александра Островского, Чехова, Аверченко, Булгакова, Хармса, Ильфа и Петрова. Классические персонажи отлично себя чувствуют в современных сюжетах. Литературоведческий метаязык создает особую атмосферу праздника, понятную искушенному зрителю и внимательному читателю. Хлестаковский фестиваль является ярким филологическим действом, пропитанным цитатами из классической литературы. Каждый год инициаторы фестиваля ищут новые способы реализации литературно-драматургических замыслов. В среду, 1 апреля 2015 года, в Саратовском государственном университете состоялся XVIII Хлестаковский фестиваль, посвящённый нашему литературному земляку, герою комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Ивану Александровичу Хлестакову. В этом году традиционный праздник Института филологии и журналистики проходил в рамках Литературного фестиваля в пяти действиях, приуроченного к Году литературы в России. Хлестаковка стала вторым действием Литературного фестиваля. В актовом зале Х корпуса собрались преподаватели, студенты и выпускники Института филологии и журналистики, а также учащиеся школ Саратова, Энгельса и области. Открылся фестиваль видеообращением учеников школ – финалистов «Литературного лабиринта» – игры для старшеклассников, посвящённой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Участники поделились своими впечатлениями от литературного турнира, особо отметив необычный формат вопросов и увлекательные задания. Старт Хлестаковскому фестивалю дал «Дуэт имени Петров Ивановичей», в который вошли доценты ИФиЖ К.М. Захаров и А.А. Суворов. Ведущие поприветствовали гостей и участников мероприятия, а также инициатора проведения Литературного фестиваля в пяти действиях, президента Хлестаковского фестиваля, научного руководителя ИФиЖ В.В. Прозорова. «Восемнадцать лет история о том, как не важное лицо приняли за важное, вдохновляет студентов Института филологии и журналистики на всевозможные пародии, стилизации и импровизации на литературные темы», – отметили Петры Ивановичи. В этот раз литературный праздник были стилизован под праздничный эфир вымышленного телеканала «Хлестаковка 18+» – именно в этом году фестиваль отмечает своё «совершеннолетие». Первой в сетке вещания телеканала стояла передача «Ревизорро», созданная коллективом студенческого журнала «СГУщёнка». В этом ролике редакция «СГУщёнки» в ожидании визита программы «Ревизорро», чтобы не ударить в грязь лицом и представить Институт в самом достойном виде, бесстрашно принимается за дело и наводит безупречный порядок. Однако вместо настоящего «Ревизорро» в ИФиЖ попадает самозванка, выдающая себя за известную телеведущую Елену Летучую. Она проводит в ИФиЖ беспристрастную и бескорыстную ревизию и в итоге остаётся довольна. Как известно, на прошлом Хлестаковском фестивале И.А. Хлестаков был провозглашён первым зарегистрированным в русской литературе хипстером. «Уездный фанк» представил коллектив студентов Института филологии и журналистики, изобразив на сцене досуг нашего земляка в провинции. Затем литературный праздник продолжился викториной для школьников по мотивам комедии «Ревизор». По правилам игры, школьникам предлагалось ответить на предложенные вопросы. Первым туром была игра с залом. Те школьники, которые наиболее полно отвечали на вопросы ведущих, попадали на сцену, где их ждал блиц-турнир и суперфинал. Литературное состязание проходило под внимательным взором членов жюри и ведущих. Как и в «Литературном лабиринте», участникам были предложены разные форматы заданий – устные вопросы, описание иллюстрации и сцены из классической постановки «Ревизора»: «Не посоветовавшись с каким человеком, Н.В. Гоголь не принимал никаких решений?», «Какими ругательствами и прозвищами Хлестаков награждает Городничего и его подчинённых?», «Какие герои комедии изображены на картине Петра Боклевского?». На эти и другие вопросы предстояло ответить участникам. Многие школьники с уверенностью бросились в литературную борьбу, вспоминали детали сюжета и сопутствующие ему крылатые фразы. Некоторые ответы оказались довольно неожиданными. Так, например, участники фантазировали на тему авторства «Ревизора» и дополняли крылатые выражения из комедии своими версиями. Тем не менее, до финала дошли семь участников: Лилия Казакова, ученица Лицея математики и информатики, Анна Пермякова из гимназии № 4, Виктория Самойленко из школы № 56, Варвара Соловьёва, ученица Лицея прикладных наук, Марина Царёва из Энгельсской кадетской школы «Патриот», Татьяна Козлова, ученица ФТЛ № 1, и Торгом Затикян из гимназии № 7. Финалистов ожидали два раунда блиц-турнира. Школьникам, в частности, предстояло вспомнить, куда была прописана подорожная Хлестакову, и его чин, назвать эпиграф к комедии и римского оратора, который «слетает с языка» Ляпкина-Тяпкина. В результате победителем литературного турнира единогласно была признана Лилия Казакова. Она безошибочно ответила на вопрос, почему Хлестаков до встречи с Городничим называл уездный город «скверным». По итогам конкурса все участники финала получили памятные призы от ИФиЖ. А между тем телеканал «Хлестаков 18+» продолжил своё вещание. На экране зрители увидели битву литературных экстрасенсов, созданную телепроектом «Мне нравится» по примеру популярной телепередачи. Литературные экстрасенсы Панночка, Акакий Акакиевич, Плюшкин, Вакула, Манилов и Хлестаков, используя свой дар ясновидения, отправлялись на исследование одной подозрительной квартиры, в которой происходят странные явления. Разумеется, победил в битве не владеющий никакими магическими способностями, но выдающий себя за экстрасенса Хлестаков. После этого гостям фестиваля предлагалось отправиться в психиатрическое заведение к доктору Гибнеру, чтобы ощутить атмосферу предстоящей летней сессии. А эфир телеканала «Хлестаков 18+» завершил супергеройский эпос «Тёмный ревизор» – версия известной сцены из кинофильма «Тёмный рыцарь», воплощённая студенческим «Театром абсурда». Хлестаковский фестиваль – это всегда интерактив. В этом году для определения лучшей телепередачи была представлена «инновационная разработка» – прибор под названием «клэпометр», который определял рейтинг проектов с помощью измерения аплодисментов зрителей. В результате все телепередачи получили одинаковый рейтинг – 99,9 процентов, после чего прибор был отправлен на доработку: как пообещали Петры Ивановичи, он будет готов к третьему действию Литературного фестиваля. Цель проекта – в неформальном интерактивном воплощении напомнить жителям Саратова и Саратовской губернии о традициях русской классической литературы, сделать базовые ценности национального культурного наследия доступными широкой молодёжной аудитории. Потенциал фестиваля – не только большая аудитория СГУ и других вузов Саратова, но и неограниченное число посетителей сайта фестиваля, а также многочисленные зрители телевизионных и интернет-каналов, позволяющих транслировать специально созданные фестивальные видеосюжеты. Усиление медийной политики – одна из сфер возможного развития фестиваля; масштабное участие прессы в фестивале – гарантированная качественная «картинка» для ТВ и прекрасный фото- и текстовый материал. Включение фестиваля в программу «Литературное наследие России» позволит вывести полностью готовый проект на федеральный уровень, будет во многом способствовать усилению интереса молодежи к постижению феномена русской классической литературы.