На осенней научной сессии обсудили актуальные вопросы филологии

В рамках пленарного заседания цикла научных сессий «Филологический универсум», организованных с 19 по 21 ноября Институтом Пушкина, состоялось обсуждение ключевых тем в различных областях.

Заведующая кафедрой русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, почётный профессор Института Пушкина Любовь Клобукова рассмотрела аспекты информационной поддержки сферы научного изучения и преподавания русского языка как иностранного. На примере научно-просветительской работы ведущих учёных-русистов, в том числе академика В.Г. Костомарова, эксперт показала, как осуществлялось распространение информации о таком направлении, как преподавание РКИ.

Заслуженный профессор Института Пушкина, ведущий научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН Татьяна Савченко осветила в своём выступлении, приуроченном к 130-летию С.А. Есенина, вопросы современного есениноведения. Специалист отметила, что за последние годы есениноведы смогли подготовить: полное собрание сочинений Есенина, летопись жизни и творчества поэта в пяти томах, первый том есенинской энциклопедии – список реальных и литературных топонимов, непосредственно связанных с жизнью и творчеством Есенина (готовится к публикации второй том, который содержит энциклопедические статьи обо всех произведениях поэта).

Заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения семьи, детства и воспитания», заведующая лабораторией языковой политики и международных образовательных стратегий Института Пушкина Елизавета Хамраева представила научные идеи И.А. Ореховой в области методики обучения детей-билингвов. Эксперт подробно рассмотрела средовой подход, где большую роль в изучении играет создание языковой среды.

Профессор кафедры медиалингвистики Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Коньков рассказал о новом типе текста в медиадискурсе, созданного на основе ИИ. Он отметил проблему авторства подобного контента и предложил ввести специальную помету для таких текстов.

Профессор кафедры массовых коммуникаций Новосибирского национального исследовательского государственного университета Ирина Высоцкая познакомила слушателей с научным наследием В.В. Бабайцевой в современных лингвистических исследованиях.

Заведующая лабораторией лексикографии Института Пушкина Александра Ольховская представила ключевые принципы лексикографической школы В.В. Морковкина. Специалист выделила такие отличительные черты, как антропоцентризм в построении словарей; лексикографическую релевантность – словарно-ориентированное описание лингвистических объектов; лексикографическое конструирование – построение словаря на основании принципов красоты, эффективности и простоты; учёт прагматической специфики слова.

#ИнститутПушкина
#StudentActivities@pushkin_inst
#InternationalActivities@pushkin_inst
#WeAreProud@pushkin_inst
#ScienceAtPushkin@pushkin_inst