Десятое заседание Совета по русскому языку при Правительстве РФ прошло в Москве

27 октября в Российской государственной библиотеке состоялось X заседание Совета по русскому языку при Правительстве РФ под председательством вице-премьера Ольги Голодец.

Заместитель председателя Правительства отметила позитивную динамику в знании русского языка среди выпускников школ. Доля тех, кто в этом году не смог преодолеть минимальный порог ЕГЭ по русскому языку, снизилась более чем в два раза – до 0, 7%. Средний тестовый балл Единого государственного экзамена вырос до 67,5 по сравнению с прошлогодним 65,9. «Это результат работы всех звеньев власти, и особенно педагогов на местах. Очень важно, что мы видим положительную динамику именно в тех регионах, которые показали проблемные результаты в прошлом году. В них была проведена серьезная работа. Проект повышения квалификации учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы целенаправленно проводился в национальных республиках, реализовывался по модели межрегионального сотрудничества. В программе повышения квалификации приняло участие  более 17 тысяч человек. На портале «Образование на русском» осуществлялась электронная поддержка, была проведена диагностика компетенций учителей. Было создано 10 площадок стажировок, обучено 436 тьюторов, при участии которых были разработаны индивидуальные планы профессионального развития для каждого педагога», – рассказала Ольга Голодец.  

Говоря о государственной поддержке и продвижении русского языка за рубежом, заместитель председателя Правительства подчеркнула, что его популярность в мире растёт. Ежедневная посещаемость интернет-портала «Образование на русском» увеличилась до 100 тыс. пользователей, а в основном туре олимпиады «Русский с Пушкиным» приняли участие 502 тыс. школьников из более чем 50 стран. «Наше присутствие и доступность наших образовательных программ на русском языке – важнейший шаг, которые мы должны развивать и делать реальные шаги», – отметила вице-премьер.

Президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Российской академии образования Людмила Вербицкая также отметила, что интерес к русскому языку увеличивается. По ее мнению, важнейшей задачей является и сохранение русского языка внутри страны. «Мы не можем не думать о системе обеспечения преподавания русского языка в школах и вузах. Очень важными является проблемы учителей, учебников и методов обучения. Мы должны думать о корпусе учебников, новых текстах, которые будут интересны современной молодежи».

Опыт педагога является залогом успеха при обучении русскому языку, заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Говоря о продвижении русского за рубежом, министр образования подчеркнула, что «укрепление позиций русского языка в образовательной системе других стран становится стратегически важным направлением».  

Председатель фонда «Русский мир»  Вячеслав Никонов рассказал, что в этом году проводится десятая Ассамблея русского мира, участниками которой станут около 400 человек. «За рубежом открыто более 180 центров «Русского мира». В последнее время концепция Русского мира политизируется. У нас есть серьезные проблемы на Украине, в Великобритании, прибалтийских государствах. Однако мы фиксируем рост интереса к русскому языку повсеместно, причем даже в тех государствах, которые занимают недружественную позицию», – отметил Вячеслав Никонов. 

О направлениях развития системы обучения русскому языку в общеобразовательных организациях страны рассказала директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова. В 2015 и 2016 годах был принят ряд важных документов для системы общего образования в части русского языка – изменения в федеральные государственные стандарты (ФГОС). Предметы «Русский язык» и «Литература» были выделены в отдельную область. Они обязательны на всех уровнях общего образования: «Мы детализировали требования к результатам по русскому языку, в частности, основные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников по окончании общеобразовательных программ, что позволяет учителям планировать свою деятельность, выбирать технологии. Работа над требованиями продолжается в рамках рабочей группы. До конца года мы планируем уточнить требования по годам обучения, чтобы были понятные четкие ориентиры для учителей и составителей учебников».

Через год в многонациональных национальных регионах страны планируется проведение повторной диагностики компетенция учителей начальной школы и русского языка и литературы. «Тем самым мы создаем условия для профессионального роста и мотивации педагогов. Уже 15 500 учителей прошли повышение квалификации. Проект получил высокую оценку в регионах, в которых проводилось повышение квалификации», – подчеркнула директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки.

В проведенной диагностике заложены большие возможности по созданию системы оценки профессионализма педагогов и непрерывной профессиональной поддержки и повышения квалификации, – считает ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. «На портале «Образование на русском» в повышении квалификации в той или иной форме приняли участи около 32 тысяч педагогов, причем не только те, кто нуждался в повышении квалификации, но и те, кто проводил курсы. Мы обсуждаем с Ассоциацией преподавателей русского языка и литературы возможности использования системы личных кабинетов для непрерывного сопровождения педагогов в их профессиональной деятельности, а также создание так называемого Дистанционного центра ситуационных решений, которой бы позволил экспертам обсуждать сложные методические вопросы в формате вебинаров. Совместно с Россотрудничеством прорабатываем возможность использования тестирования на портале для более эффективного распределения иностранных студентов: на подготовительные отделения либо на основные программы высшего образования: бакалавриат и магистратуру», – рассказала ректор Института Пушкина.

В заседании Совета по русскому языку при Правительстве РФ приняли участие в дистанционном формате делегаты семинара-совещания «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: управленческий аспект с учетом этнокультурных и национальных особенностей», проходившего в Уфе. Ректор Чеченского института повышения квалификации работников образования Ганга Эльмурзаева поделилась мнением о прохождении чеченскими преподавателями программы повышения квалификации: «Учителя освоили новые методики работы с текстами, ознакомились с возможностями проектной и исследовательской деятельности, научились, как можно выстраивать уроки с использованием словарей».

Далее о ходе реализации Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом и концепции «Русская школа за рубежом» рассказал заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля. В настоящее время за рубежом функционируют примерно 6 500 русских школ. «Необходимо создание единой методической консультационной среды, в которой собирались бы все запросы школ и представлялись возможности российских образовательных учреждений, – считает Дмитрий Гужеля. – Школы нуждаются в учебниках, методических пособиях, программах, основанных на российских образовательных стандартах. Мы выделили несколько типов поддержки: адресное информирование о мероприятиях, повышении квалификации работников образования, доступ к библиотечным ресурсам, консультационно-методическая поддержка».

О механизмах повышения мотивации к обучению в России и доступности российского образования рассказал директор международного департамента Минобрнауки Николай Тойвонен. Важным аспектом работы в этих направлениях является подготовка соглашений о признании  образования и соглашений о перекрестной аккредитации образовательных организаций. В настоящее время такой проект прорабатывается с Белоруссией. «За последние десять лет число иностранных студентов в России выросло в три раза. Формирование инфраструктуры позволяет иностранцам получать дополнительную мотивацию к получению российского образования», – добавил Николай Тойвонен.

Министерство образования и науки РФ ведет работу по содействию зарубежным коллегам в подготовке русистов для работы в школах. Об этом рассказал заместитель министра образования и науки России Вениамин Каганов: «Благодаря нашей поддержке в Болгарии рост учеников, изучающих русский язык, составил 20%». 

Подводя итоги Совета по русскому языку при Правительстве РФ, Ольга Голодец заявила, что в мире есть спрос не просто на образование на русском языке, но по российским стандартам. «Необходимо ускорить проект создания Российской электронной школы и сделать его доступным для всего мира», – добавила вице-премьер.