25 January

Учебное пособие "Изучаем возвратные глаголы" (аннотация)

Kniga

Нивина Е.А. Изучаем возвратные глаголы: учебное пособие для студентов-иностранцев / Е.А. Нивина. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 92 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-1282-1  

 Учебное пособие Нивиной Е.А. «Изучаем возвратные глаголы», в котором рассматриваются наиболее распространённые семантические разряды возвратных глаголов, посвящено одной из актуальных тем как в лингвистике, так и в методике преподавания русского языка как иностранного.

   В русском языке насчитывается огромное количество возвратных глаголов. Все они имеют в своем составе постфикс -ся.

     Русские возвратные глаголы трудны для изучающих русский язык, т.к. они характеризуются многообразием семантики, вступают в разные синтаксические связи, входят в состав предложений различного формального устройства.     

     С методической точки зрения при классификации возвратных глаголов по их значению целесообразно исходить как из их формально-структурных, так и семантических признаков. Поэтому в пособии объединятся  все глаголы с постфиксом -ся в общий класс глаголов.  Глаголы страдательного залога также включены в эту группу глаголов. А далее они  классифицируются по лексико-грамматическим признакам и выделяются, вслед за В.Н. Вагнер, 5 разрядов: собственно-возвратные, взаимно-возвратные, общевозвратные, глаголы на -ся с пассивным значением, безличные возвратные глаголы. Целесообразно выделить еще один разряд  – глаголы, не употребляющиеся без постфикса -ся. Таким образом,  учебное  пособие  состоит из 5 разделов, что соответствует пяти наиболее употребительным семантическим разрядам возвратных глаголов. Это позволяет охватить наиболее важные для языковой практики аспекты курса «Русский язык как иностранный».

      В данном пособии содержится система тренировочных упражнений. Это задания на наблюдение, на отработку правил употребления той или иной структуры, трансформацию различных типов предложений как с опорой, так и без опоры на образец. Эти упражнения последовательно подводят учащихся к активному использованию материала с выходом в свободную речь.

     В зависимости от уровня подготовки  учащихся материалы пособия могут использоваться выборочно.

     Последняя часть – это тексты, которые можно использовать для повторения и закрепления изученного материала.

     В приложении дана таблица возвратных глаголов и глаголов без постфикса -ся с управлением и примерами.

     Предлагаемое учебное пособие призвано решить несколько задач. Во-первых, оно направлено на формирование навыков использования грамматических конструкций, на углубление полученных знаний и закрепление изученного лексико-грамматического материала, а также на расширение лексического запаса студентов. Во-вторых, оно позволит проконтролировать и оценить усвоение студентами определенного лексико-грамматического материала и сформированность речевых навыков.

     Пособие предназначено для работы с иностранными учащимися подготовительного и продвинутого этапов обучения.

Пример из пособия:

 VI. ГЛАГОЛЫ, НЕ УПОТРЕБЛЯЮЩИЕСЯ БЕЗ ПОСТФИКСА -СЯ

 Запомните возвратные глаголы, которые не употребляются

 без постфикса -ся:

бороться

бояться

гордиться

здороваться – поздороваться

казаться – показаться

ложиться

…..

Люди борются за мир.

Эта девочка боится собаки.

Отец гордиться своим сыном.

Он вошёл и поздоровался со мной.

Мне показалось, что это Андрей.

Мои дети ложатся спать рано.

Задание. Прочитайте предложения в правой и левой колонках. Запомните синонимичные конструкции.

 

1. Дети в этой семье всегда проявляют заботу о родителях.

1. Дети в этой семье всегда заботятся о родителях.

2. Врачи выражали надежду на его выздоровление.

2. Врачи надеялись на его выздоровление.

3. Я не верил в силы этого спортсмена и выражал сомнение в его победе.

3. Я не верил в силы этого спортсмена и сомневался в его победе.

Задание. Измените предложения по модели.

Модель: Известный писатель выразил согласие приехать на встречу со студентами. – Известный писатель согласился приехать на встречу со студентами. 

1. Кирилл Иванович выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с нашей компанией.

2. Он проявляет заботу о больном товарище.

3. Все выражали сомнение в необходимости этой поездки.

4. Этот спортсмен полон стремления к победе.

5. Светлана дала согласие на проведение операции.

 

Задание. Дайте синонимичные варианты предложений.

1. Об одинокой женщине заботились все её соседи.

2. Ирина Сергеевна согласилась прийти к нам в гости.

3. Болельщики надеялись на победу любимой футбольной команды.

4. Марина всегда стремится помочь своим друзьям.

5. Он сомневается в необходимости этой поездки. 

 

Задание. Составьте короткий рассказ на предложенным ситуациям, используя возвратные глаголы в скобках.

1. У Славы прекрасный характер, он добрый, весёлый, с ним легко и приятно. Он умеет быть нужным и полезным другим людям (нравиться, не обижаться, радоваться, заботиться, беспокоиться).

2. В этой семье очень хорошие отношения между старшими и младшими детьми. Старшие проявляют заботу о маленьких, малыши отвечают любовью на внимание и помощь. У всех есть свои любимые занятия, увлечения (относиться, заботиться, интересоваться, радоваться, увлекаться, стремиться).

3. В семье неожиданно заболел ребёнок. Все обеспокоены, заботливо ухаживают за больным (случиться, беспокоиться, волноваться, заботиться, надеяться, радоваться, успокоиться).

 VII. ТЕКСТЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 Задание 1. Прочитайте текст. Восстановите его, выбрав из скобок глагол с постфиксом -ся или без него. Перескажите текст.

Мария Ситтель - известная телеведущая

В Пензе, в студии частного телеканала, где я была у друзей, я случайно (встретила - встретилась) с Ф.Ю. Самариным, главным редактором. Он стал спрашивать меня: где я (учу - учусь), чем (интересую – интересуюсь). Понимая, почему он об этом спрашивает, я сказала: «Меня не (интересует - интересуется) телевидение, работать сюда я не приду точно. У меня совершенно другие планы».

 Уже тогда я мечтала только об одном – (занимать - заниматься) наукой и ничем другим. Я не знаю, откуда во мне такая любовь к науке, ведь в моей семье наукой никто никогда не (занимал – занимался). Мама сказала, что я должна перейти из этой школы в медицинский лицей, чтобы получить твёрдые, глубокие знания. Мне надо было (готовить – готовиться) к поступлению в университет. В то время я очень (хотела – хотелось) стать хирургом. Знаете, это желание быть доктором живёт во мне до сих пор. Книга, в  которую я чаще всего заглядываю, - это медицинская энциклопедия. Сама себя (лечу - лечусь) без таблеток, стараюсь их не принимать совсем.

(По материалам  журнала «7 дней»)