Учебное пособие "Изучаем виды глагола" (аннотация)
Архипова Л.В. Изучаем виды глагола: учебное пособие для студентов-иностранцев, изучающих русский язык: изд. 2-е, испр. и доп./ Л.В. Архипова, Т.В. Губанова. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2011. – 99с.
Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 «Филологическое образование».
Аннотация
Пособие «Изучаем виды глагола» предназначено для работы со студентами-иностранцами, изучающими русский язык. Оно рассчитано на начальный и средний этапы обучения, когда учащиеся знакомятся с основными функциями несовершенного (НСВ) и совершенного (СВ) видов глаголов, закрепляют их в различных типах упражнений и доводят до автоматизации свои навыки по видовым значениям русского глагола.
Работа над видами глагола является сложной для всех нерусских учащихся в силу трудности самой этой темы. Из всех значений вида только аспектуальные значения поддаются четкому и логичному объяснению, а потому работа над видами организуется в пособии именно с этих значений.
Презентация грамматического материала в пособии начинается с анализа таблицы "Виды глагола и их функции", в которой обозначенные основные видовые значения сопровождаются примерами.
Наиболее трудным, как показывает практика, оказывается употребление НСВ в общефактическом значении, когда налицо разобщенность действия, имевшего место в прошлом, с моментом высказывания, когда сообщается только тот факт, что данное действие имело место в прошлом, безотносительно к каким-либо событиям, последовавшим за этим действием, т.е. вне какой-либо конкретной ситуации. Общефактическое значение, как и конкретно-фактическое значение глаголов, раскрывается только в определенном контексте, поэтому авторы пособия стремились показать основные функции видов глагола в конкретных ситуациях и не ставили своей целью показать все случаи употребления видов глагола. Традиционно изучение темы начинается с основных случаев употребления глаголов НСВ и СВ в прошедшем времени, что нашло отражение в первом разделе пособия, самом значительном по своему объему. Объясняются три случая употребления глаголов НСВ:
1) для сообщения о факте действия в прошлом, когда действие только называется и нас интересует только констатация того факта, что данное действие имело место в прошлом, безотносительно к какому-либо результату (общефактическое значение); 2) для обозначения длительности действия; 3) для обозначения повторяемости действия. Таким образом, глаголы НСВ показывают, что есть начало действия, его продолжение, но нет его законченности во времени. Что касается глаголов СВ, то они выражают предельность действия, показывают, что действие было в прошлом и оно может быть в будущем. У глаголов СВ обычно называются значения законченности, результативности и однократности совершения действия. Видовые значения глаголов представлены в противопоставлении: 1) факт – результат, 2) процесс – законченность, 3) повторяемость – однократность, 4) параллельность – последовательность.
Поскольку значения НСВ и СВ проявляются ярче всего в диалогах в пособие включено большое количество заданий данного типа. Ограниченность лексической базы студентов к моменту изучения темы обусловила отбор лексики и самих ситуаций.
Данное пособие может являться дополнением к любому основному учебнику по русскому языку: в нем отрабатываются наиболее употребительные глаголы лексического минимума для подготовительного факультета. Учебный материал представлен в микротемах, что дает возможность преподавателю отбирать упражнения с учетом уровня знаний учащихся, т.к. употребление данного грамматического явления в речи представляет большую трудность.
Кроме того, пособие, на наш взгляд, облегчает преподавателям проведение практических занятий, направленных на формирование лексико-грамматических навыков и умений употребления глаголов НСВ и СВ в конкретных речевых ситуациях в различных временных формах, а также в инфинитиве и императиве. Данное пособие включает словарь, представленный видовыми парами глаголов с переводом на английский язык, которые отрабатываются на занятиях в различных, включенных в пособие заданиях и должны быть усвоены студентами в процессе их изучения. Также авторами представлены грамматические тесты для проверки знаний по видам глагола и ключи к ним. Кроме того, в пособии использованы рисунки Х. Бидструпа, шутки, адаптированные тексты для формирования навыка использования в речи глаголов НСВ и СВ.
Презентация материала в пособии организована по принципу от формы к значению, что наиболее соответствует содержанию и характеру подготовительного курса обучения. Для отработки необходимых навыков и умений представлены различные виды заданий:
– упражнения на узнавание изучаемого языкового явления;
– тренировочные упражнения для актуализации изучаемого языкового
явления;
– речевые упражнения для введения изучаемого материала в речь;
– упражнения для контроля изученного материала.
Основная цель пособия – научить студентов-иностранцев в рамках, определенных требованиями Государственного общеобразовательного стандарта, правильно и свободно употреблять виды глагола как в устной, так и письменной речи.