Преподавание обществознания иностранным учащимся

Вышло из печати учебное пособие «Обществознание. Читаем, анализируем, обсуждаем на уроках русского языка», созданное преподавателями кафедры русской филологии ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет».
Баркова, Т.П. Обществознание. Читаем, анализируем, обсуждаем на уроках русского языка: учебное пособие для иностранных студентов, изучающих русский язык / Т.П. Баркова, Т.В. Губанова, И.М. Попова ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. тех. ун-т». Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015 200 с.
В учебном пособии, адресованном иностранным студентам, изучающим русский язык, представлен материал учебной дисциплины «Обществознание».
Пособие содержит три раздела («Общество и человек», «Политика» и «Право»), в каждом из которых рассматривается по 10 тем. Оно также включает в себя тестовые задания ко всем изученным темам, ключи к ним и словарь основных терминов.
Изучение каждой из 30 тем предполагает работу с новым текстом. Предложенные в пособии предтекстовые задания направлены на снятие языковых трудностей, разнообразные послетекстовые задания не только контролируют понимание прочитанного, но и нацелены на активизацию лексического материала, на использование характерных для данных текстов синтаксических конструкций, на продуцирование речи. Развитию связной речи на русском языке, формированию умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения будут способствовать и материалы постоянной рубрики «Давайте побеседуем».
Кроме того, материалы этой рубрики помогут студентам перейти от констатации общих закономерностей развития общества, изложенных в учебных текстах, к обсуждению конкретных вопросов применительно к российскому обществу или обществу страны проживания иностранных студентов.
Использование данного пособия в учебном процессе позволит студентам не только получить знания об обществе и человеке как главной его составляющей, но и лучше понять процессы, которые происходят в современном мире, а также осознать своё место в нём.
Далее представлен фрагмент учебного пособия.
Тема 2.3 Государство
Задание 1. Переведите на родной язык и запомните слова и словосочетания.
государство
возникать I /возникнуть I где? когда?
этап – этап развития общества
усложняться I / усложниться II
социально-экономический, -ая, -ое, -ие
необходимость (ж. р.) в чём? (6)
принуждение (от глаг. принуждать I / принудить II кого?/ что? (4) к чему? (3)
структура – силовая структура
безопасность (ж. р.) (органы государственной безопасности)
распространять I / распространить II что? (4)
распространяться I / распространиться II на что?/на кого? (4)
территория
суверенитет
верховенство чего? (2) государственной власти
публичный, -ая, -ое, -ые
исключительный, -ая, -ое, -ые (исключительное право)
налоговый – налоговые сборы
пошлина
поступление чего? (2) куда? (4) (от глаг. поступать I/поступить II куда? (4)
образование – среднее/высшее образование
здравоохранение
социальное обеспечение
поддержка чего?/кого? (2) (от глаг. поддерживать I / поддержать II что?/кого? (4)
обеспечение чего? (2) (от глаг. обеспечивать I / обеспечить II что? (4)
правопорядок
законность (ж. р.)
глобальный – глобальная безопасность
взаимовыгодный, -ая, -ое, -ые
сотрудничество – взаимовыгодное сотрудничество
отстаивание чего? (2) (от глаг. отстаивать I / отстоять II что? (4)
Задание 2. Слушайте слова и словосочетания и повторяйте их за преподавателем.
этап – определённый этап – определённый этап развития – определённый этап развития общества – определённый этап развития человеческого общества
отношения – социально-экономические отношения – усложнение социально-экономических отношений
власть – политическая власть – организация политической власти
структура – экономическая структура – экономическая
и социальная структура
органы – законодательные органы – законодательные и исполнительные органы – законодательные, исполнительные и судебные органы власти
органы – органы безопасности – органы государственной безопасности
право – исключительное право – исключительное право издавать законы – исключительное право издавать законы страны
функции – функции государства – внутренние функции государства – внутренние и внешние функции государства
строй – конституционный строй – защита конституционного строя
сотрудничество – взаимовыгодное сотрудничество – развитие взаимовыгодного сотрудничества
Задание 3. Сгруппируйте однокоренные слова и запишите их.
Человек, государство, сильный, опасный, внутри, труд, конституция, сложный, человеческий, публика, налог, опасность, внутренний, государственный, безопасный, сотрудничать, вне, сложно, безопасность, структура, конституционный, сила, человечество, усложнить, публичный, усложниться, внешний, сотрудничество, налоговый, силовой, структурный.
Задание 4. Подберите к существительным определения (прилагательные), согласуйте их и запишите полученные словосочетания.
Существительные: общество, отношения, этап, сборы, власть, структура, сотрудничество, функция, интерес, отношения.
Прилагательные: определённый, человеческий, силовой, социально-экономический, государственный, внутренний, публичный, социальный, внешний, взаимовыгодный, международный.
Задание 5. Раскройте скобки, восстановите словосочетания.
Возникнуть на определённом этапе … (развитие) человеческого общества, появилась необходимость в силе … (принуждение), осуществлять управление … (общество), единство … (территория), жить … (пределы) определённой территории, обладать … (право) издавать законы, обеспечение … и … (правопорядок, законность), участие … (решение) глобальных проблем, структурные изменения … (экономика).
Задание 6. Прочитайте текст, будьте готовы ответить на вопросы.
Государство
Государство возникло на определённом этапе развития человеческого общества: когда усложнились социально-экономические отношения, появилась необходимость в силе принуждения.
Государство – организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Государство включает законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а также силовые структуры: армию, полицию, органы государственной безопасности и др.
Основные признаки государства:
единство территории (государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории);
суверенитет (верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во взаимоотношениях с другими государствами);
публичная власть (распространяется на всё население страны, для её осуществления создаётся специальный аппарат, включающий и органы принуждения);
законодательная деятельность (только государство обладает исключительным правом издавать законы страны);
налоговые сборы (государство устанавливает специальные сборы (налоги, пошлины) и обеспечивает их поступление в бюджет.
Функции государства делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
экономическая (государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике);
социальная (государство осуществляет программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры);
обеспечение народовластия;
защита конституционного строя; обеспечение правопорядка и законности;
консолидация общества;
экологическая.
Внешние функции государства:
участие в решении глобальных проблем;
обеспечение национальной безопасности;
развитие взаимовыгодного сотрудничества;
отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
(По П.А. Баранову)
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1) Когда возникло государство?
2) Дайте определение понятия государство.
3) Назовите основные признаки государства.
4) Функции государства делятся на две группы. Назовите их.
Задание 2. Составьте схему основных признаков государства. Расскажите о них, используя схему.
Задание 3. Расскажите о внутренних функциях государства.
Задание 4. Расскажите о внешних функциях государства.
Задание 5. Составьте номинативный план текста и передайте его содержание по плану.
Давайте побеседуем
1) Почему возникновение государства связывают с определённым этапом развития человеческого общества?
2) Знаете ли Вы, когда появилось первое государство на той территории, где сейчас находится Ваша страна?
3) Можно ли говорить о приоритете внешних функций государства над внутренними или внутренних над внешними? Аргументируйте свой ответ.
Примеры тестовых заданий:
Тема 2.3
Задание 1. Установите, какие из утверждений верны.
1) Государство – организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
2) Государство включает только силовые структуры: армию, полицию, органы государственной безопасности и др.
3) Государство возникло на определённом этапе развития человеческого общества.
Задание 2. Установите соответствие.
А) внутренние функции государства
Б) внешние функции государства
Функции
1) экономическая
2) участие в решении глобальных проблем
3) социальная
4) консолидация общества
5) обеспечение национальной безопасности
6) защита конституционного строя; обеспечение правопорядка и законности