26 November

Кризис жанра документальной пушкинистики

На протяжении трех лет Институт русского языка им. А.С.Пушкина реализует онлайн-проект «А.С. Пушкин и феномен русской классики». Каждый четверг на портале института «Образование на русском» проводятся вебинары, посвященные жизни и творчеству Первого Поэта, основателя русского литературного языка. Нашими спикерами являются литературоведы, лингвисты, сотрудники литературных музеев, переводчики произведений А.С. Пушкина, преподаватели русского языка как иностранного. Онлайн-лекции на пушкинские темы вызывают живой интерес среди преподавателей-русистов России и зарубежья, школьников, студентов, соотечественников, проживающих за рубежом. Профессиональная ответственность за реализацию масштабного онлайн-проекта в диалоге и со специалистами-пушкинистами, и с огромной международной аудиторией не позволяет пройти мимо пушкинского сюжета, который настиг нас под финал и без того непростого високосного года.

12 октября 2020 года на федеральном «Первом канале» состоялся премьерный показ фильма «А.С. Пушкин. «Разговор о нелепых подозрениях». Статистика просмотров, несмотря на эпатажный замысел и не менее эпатажное воплощение, для «Первого» невелика. К 26 ноября – чуть более 28 200. Но резонанс в профессиональном сообществе филологов-литературоведов, сотрудников пушкинских музеев, да и среди интеллигенции в России и за рубежом феноменальный.

«Документальные» свидетельства «о последних днях жизни Пушкина и первых днях после его смерти» в режиссерской версии Сергея Бравермана  представили такое количество слухов, сплетен и фантазий, что могут занять почетное место в системе т.н. «альтернативной» пушкинистики. Для любителей поспорить с академической наукой, скрупулезно изучающей каждый день жизни поэта, исследующей его рукописное наследие, прижизненные публикации, воспоминания современников, – здесь найдётся всё, к чему так стремились «наперсники  разврата» ещё со времен 1837 г.

История последней дуэли Пушкина в фильме предстаёт сквозь призму извращенно-монархических картин дворянской жизни (прощай, Ю.М. Лотман, влюбивший советского читателя и зрителя в историю дворянской эпохи; прощайте Б.Ш. Окуджава, В.Я. Мотыль и многие другие писатели, кинематографы, сценаристы, воспевшие честь и достоинство дворян Пушкинского времени!). В Императорском Царскосельском лицее (который создавался для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной»), как представлено в фильме, воспитывались царские бастарды, а фрейлины времен Николая I были едва ли не его наложницами. Так что, по режиссерской версии, у Пушкина с Натальей Николаевной общих детей не было, а в крови у «якобы потомков» поэта течет кровь императора. Ещё много неожиданного обрушается на современного зрителя – вплоть до рассказа об исчезновении тела Пушкина и предложения об эксгумации – только к финальным кадрам уже не совсем понятно, кого. Для пущей интриги не хватило истории с воскресением поэта в «образе Александра Дюма». В данном контексте и эта версия была бы к месту.

Возможно, и не стоило было обращать внимание на скандально заточенный фильм, если бы не одно «но»… Его «сюжет» держится на мозаике интервью с пушкинистами, категорически не согласными с предлагаемой режиссером версией. А интервью специалистов, в свою очередь, грубо подминаются под фантастические домыслы некой Татьяны Карацубы, именуемой писателем и автором книг о Пушкине, и рассказы ведущего.

Расставила точки над i в потоке ложной информации о последней дуэли Пушкина Галина Седова, д.филол.н., заведующая мемориальным Музеем-квартирой А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, которая опубликовала обстоятельную статью в «Российской газете» (18.11.2020). По закону PR-эпатажа, ответом на эту публикацию стала реакция режиссера, пригрозившего пушкинисту судом. Следом выходит материал политолога Дмитрия Орешкина «Пушкин и Пустота» (Эхо Москвы; 21.11.2020), который соотнес заурядное произведение с эстетикой постправды и умело отделил зёрна от плевел.

Итак, постправда. Её признаком является девальвация факта и перекодировка лжи в этот новомодный термин. Эпоха цифровых коммуникаций неизбежно попала под пресс быстрого распространения ложной информации, что характерно, например, для политического или медийного дискурсов. Знаковый пример – слово «постправда» в 2016 г. по данным составителей Оксфордского словаря стало словом года.

Действительно, фильм «А.С. Пушкин. «Разговор о нелепых подозрениях» можно назвать продуктом эпохи постправды. Однако и в этическом, и в профессиональном отношении он не соответствует жанровой природе документалистики (а именно такой жанровый тег стоит под предлагаемым материалом). Речь идёт даже не о странном сюжете и попытке построения альтернативной истории, а о сценарном решении, где мозаика интервью обесценивает слово каждого участника съемочного процесса. В этом случае мы вынуждены констатировать девальвацию жанра «документального кино». Кропотливая работа с документами подменяется эпатажем, «быстрыми фактами», интервью превращается в манипуляцию. И, что самое поразительное, даже эпатаж выглядит недостоверным. В литературоцентричной стране у зрителя всё ещё есть сопричастность к пушкинскому коду культуры. Поэтому классический камертон восприятия слабого фильма позволяет констатировать:  «Не верю!» – и оставляет зрителя на стороне недоумевающих в кадре сотрудников пушкинских музеев в Петербурге и Пушкиногорье, специалистов ИРЛИ РАН («Пушкинский Дом), а не на стороне неумелых реконструкторов страшных тайн.

 

Д.филол.н., главный научный сотрудник Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, руководитель Пушкинских  проектов Института Пушкина

Эльмира Афанасьева