ОМСК ЛИТЕРАТУРНЫЙ
История сибирской литературы начиналась с «пришлых» людей, произведений тех, кто попадал в далекие края не по своей воле. В первой трети XIX века немало для развития местной литературы сделали декабристы. С Омском связаны имена старейших из них – В.И. Штейнгеля и Н.В. Басаргина. Они стали авторами записок о Сибири. Очерки Штейнгеля «Сибирские сатрапы» были напечатаны А.И. Герценом за границей.
С 1850 по 1854 годы в Омском остроге за участие в политическом кружке отбывал наказание Ф.М. Достоевский. Его впечатления о пребывании в каторге отразились в книге «Записки из Мёртвого дома».
Время с тридцатых годов до шестидесятых было периодом литературного пробуждения Сибири. Только во второй половине XIX века появляются собственно сибирские литераторы, связанные с суровым краем фактом своего рождения. В Омске родился известный поэт, открывающий эпоху Серебряного века, Иннокентий Анненский. Правда, вскоре после рождения он вместе с родителями покинул наш город.
В Сибири прошла почти вся жизнь П.П. Ершова (1815-1869), автора всем известной сказки «Конек-горбунок». Несколько детских лет провел он в Омске. С сибирскими темами вошел в историю литературного народничества Н.И. Наумов (1838-1901). Родился он в Тобольске, в Омске проходил военную службу. Его сборник рассказов «Сила солому ломит», вышедший в 1874 году, вызвал интерес у читателей и критиков, в 1880-90-е годы книгами Наумова зачитывалась вся народническая интеллигенция.
Особое место в истории сибирской литературы и культуры занимает Николай Михайлович Ядринцев (1842-1894), родившийся в Омске. Он был известным ученым, общественным деятелем, публицистом, поэтом. Именно Ядринцев и Г.Н. Потанин, ученый-этнограф, публицист, заложили основы литературной критики, обсуждали вопросы становления и развития областной литературы. Ядринцев активно пропагандировал идею просвещения Сибири, создания региональной печати и журналистики. Книга Ядринцева «Русская община в тюрьме и ссылке» привлекла внимание Л.Н. Толстого при работе над романом «Воскресенье».
В начале ХХ века в результате экономического подъема, связанного со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, начинает интенсивно развиваться культурная жизнь края, настоящий расцвет переживает журналистика. Сибиряки печатаются не только в местной периодике, но и в лучших центральных журналах того времени: «Русское богатство», «Современник», «Вестник Европы», «Журнал для всех» и др. На сибирских писателей особое внимание обращает А.М. Горький и приглашает их к сотрудничеству в своем журнале «Летопись». Сибирская литература приобретает общероссийскую известность.
В это время в Омске собирается самая большая группа сибирских писателей, наш город становится одним из центров литературной жизни Сибири. С 1909 года в Омске действовал литературный кружок, в который входили писатели А.Е. Новоселов, Ф.А. Березовский, Н.В. Феоктистов, А.И. Ершов, А.С. Сорокин.
В 1915 году, в дни первой мировой войны, писатели издают первый омский коллективный сборник «Жертвам войны». В сборнике принимает участие Г.А. Вяткин, известный сибирский литератор. Вяткин был разносторонним человеком, писал стихи, рассказы, очерки, литературно-критические статьи, театральные и библиографические рецензии, много печатался в сибирских и столичных изданиях. Он был знаком и вел переписку со многими известными литераторами, представителями серебряного века русской культуры: И. Буниным, Б. Зайцевым, М. Горьким, А. Блоком. Французский писатель Р. Роллан прислал Вяткину открытку со своим портретом и автографом.
В годы революции и гражданской войны в Омске разворачиваются события далеко не провинциального масштаба. Культурная жизнь «белой столицы» отличалась насыщенностью и разнообразием. В Омск приезжают литераторы из центральной России: С. Ауслендер, Г. Маслов, Д. Бурлюк. В городе организуется кружок литературы и искусства, устраиваются литературные и музыкальные вечера, на омских подмостках выступают Н. Плевицкая и А. Вертинский. Всеволод Иванов, будущий классик советской литературы, жил в Омске с 1917 по 1921 год. Работая наборщиком в типографии, собственноручно издал свою первую книгу – сборник рассказов «Рогульки».
После выступлений «отца российского футуризма» Давида Бурлюка омские молодые художники и поэты создали свою футуристическую группу «Червонная тройка». В начале 1920-х гг. это была единственная авангардная группа за Уралом.
Одним из наиболее интересных сибирских поэтов первой трети ХХ века был Петр Драверт - видный ученый (минеролог, геолог, географ, краевед, ботаник, археолог, автор около 700 научных трудов, организатор и участник 50-ти экспедиций по Сибири, Уралу и Казахстану), талантливый поэт, представитель «научной» поэзии, страстный библиофил, известный общественный деятель.
В 1920-х годах в Омске работало несколько писательских объединений. В 1921 и 1922 годах были изданы два номера литературного журнала «Искусство». Редактором журнала был Александр Оленич-Гнененко - поэт и общественный деятель, переводчик, ему принадлежит стихотворный перевод книги Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
1930-е годы – время расцвета творчества поэтов П. Васильева, Л. Мартынова, В. Озолина, Е. Забелина. Жизнь многих из них будет жестоко прервана на взлете во время большого террора. Павел Васильев - талантливый поэт, который, по мнению Б. Пастернака, «с холодным спокойствием распоряжался своими бурными задатками» в отличие от «трагической взвинченности» Маяковского и Есенина.
Леонид Мартынов родился и сорок лет прожил в Омске. Покинув родной город и став известным советским поэтом, он оставался верен Омску в своем творчестве до конца жизни. В Омске он сформировался как оригинальный поэт и талантливый переводчик, создал свои удивительные исторические поэмы. В прозаических книгах, написанных в Москве, «Воздушные фрегаты» и «Черты сходства», Мартынов рассказал об Омске много интересного и необычного. «Воздушные фрегаты» можно назвать «энциклопедией» омской жизни первой половины ХХ века.
В конце тридцатых годов ряды омских литераторов пополнились начинающими писателями. В 1939 году вышел первый номер литературного сборника «Омский альманах». Это издание выходило с небольшими перерывами в течение 10 лет. Многие молодые литераторы 30-х годов погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
Одиннадцать детских лет провел в Омске будущий известный поэт Роберт Рождественский. В первые дни войны он написал стихотворение «Фашистам не будет пощады», опубликованное на страницах «Омской правды». Позднее он посвятит городу своего детства немало стихотворений.
После окончания войны вернувшиеся с победой литераторы опубликовали свои произведения в сборнике «Возвращение», изданном омским книжным издательством. Продолжало действовать литературное объединение, которым руководил Яков Журавлев, все чаще проводились литературные вечера и творческие отчеты местных и приезжих авторов. В 1948 и 1950 годах состоялись совещания писателей области, ряды литераторов быстро пополнялись за счет приезжих и начинающих. На смену «Омскому альманаху» в 50-е годы приходит сборник «Литературный Омск» (регулярно издавался по 1959 год).
В 1962 году было создано омское отделение Союза писателей РСФСР. В первую пятёрку членов нового Союза входил известный детский поэт Тимофей Белозеров, чьи книги миллионными тиражами издавались по всей стране и переводились на иностранные языки.
С 1993 года в Омске существуют две писательские организации: Союз писателей России и Союз российских писателей. Оба Союза имеют свои печатные издания: журнал «Литературный Омск» (СПР) и альманах «Складчина» (СРП).
К числу вновь открытых омских поэтов можно отнести Аркадия Кутилова, человека с непростой судьбой, чьи стихи стали известны широкой аудитории в 90-е годы ХХ века благодаря стараниям Евгения Евтушенко.
Автор: заместитель директора Омского литературного музея им. Ф.М. Достоевского Зародова Юлия Прокопьевна