Живое слово. Великодушие.
Если гениальность - величие ума,
то великодушие - гениальность души.
Э. Севрус
Часто ли мы задумываемся над тем, что скрыто в корне слова? Речь даже не столько о морфеме, которую мы со школьных времен привыкли выделять округлым значком, сколько о сути, зерне, глубоком смысле, изначально в слове заложенном. Исконно русские слова именно в силу своей длительной истории существования в языке сначала «в привычку входят», а потом и «ветшают, как платье». Но что мешает нам увидеть и услышать их заново, приникнуть к источнику и ощутить радость обретения, прозрения?
Кого мы считаем великодушным человеком?
Чаще всего ответ такой: того, кто умеет прощать. Вот и в словаре Д.Н. Ушакова великодушие трактуется как «свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Простить обиду в порыве великодушия». Однако в этом определении сквозит какая-то слабость человека великодушного. А слабых во все времена попирали. Что же, быть великодушным – это себе в ущерб? Как-то это не вяжется с самим словом ВЕЛИКОДУШИЕ.
Немного иной ракурс рассмотрения понятия у С.И. Ожегова. Великодушный человек в его толковании – «обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами». Отталкиваясь от двух корней в слове-источнике, Ожегов совершенно справедливо говорит о высоте души. Это куда ближе к истине. Но загадок еще остается много.
Обычно, стараясь дать чему-либо более точное определение, мы начинаем подбирать синонимы. Посмотрим, что за ряд тождественных или близких понятий у слова «великодушие» в различных словарях. Находим: бескорыстность, благородность, благородство, веледушие, великосердие, величие души, возвышенность, высокость, нравственное величие, рыцарство, щедрость. В этом ряду можно выявить несколько смысловых групп: бескорыстность – щедрость (великодушный человек не должен быть жадным во всех смыслах); великосердие – веледушие (у него открытое, сильное, щедрое, отзывчивое сердце); благородство – рыцарство (с этими понятиями связываются верность слову и делу, честь, честность, любовь, бесстрашие, служение великому делу, чувство долга, ответственность); возвышенность – высокость (это величие помыслов и чувств, отсутствие низменных качеств, интеллектуальность, способность к творчеству, тонкая организация, гуманность). Итак, благодаря синонимическому ряду в определении «великодушный человек» открылись новые грани, углубились смыслы, проявились сила и мощь.
«Доброжелательствовать и творить добро»
Мы <…>во всем являем себя, как служители Божии <…>
в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости,
в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины…
Второе Послание к Коринфянам
Святого Апостола Павла
У Владимира Ивановича Даля в его словаре живого великорусского языка понятие «великодушие» обнаруживает новые, христианские значения: «свойство переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро». Такие качества, как смирение, кротость и терпение «в невзгодах, лишениях, обидах, огорчениях, неустройствах» выступают в этом определении на первый план. Но не менее значима концовка, в которой речь идет о деятельной доброте: если ты великодушен – желай добра, твори добро. Перешагивая порог своего дома и устремляясь мыслью к светлым силам, великодушный человек ежедневно просит благословения на добрые дела. Так проявляются созидательные ноты великодушия. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение: людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих». Это большой труд. Человеку приходится смирять свою гордыню, укрощать гнев, отрекаться от всего суетного. Любить людей со всеми их слабостями и страстями нелегко. Далеко не каждый на это способен. Зато те, у кого это получается, обретают какой-то особый свет, привлекающий людей. К великодушному человеку, как к теплому огню, все стремятся со своими печалями и радостями. А когда такие особенные люди уходят из жизни, в мире словно становится меньше света. Памятью о великодушном человеке люди еще долго живут, мысленно обращаясь к нему, словно сверяя свой внутренний компас.
В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. Ни жалоб, ни озлобления. Строгое и чистое просветление.
Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. Уметь хвалить искренне, без тени зависти.
Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. «Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», - строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…
О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, - отвечал отрывисто: "Нет, не надо; жена услышит”… Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».
«Великодушие довольно точно определено своим названием»
Самый большой дар в жизни – великодушие.
Из заповедей Будды.
Великодушие - непременное качество благородства.
Из поговорок Пророка.
Много ли вокруг нас по-настоящему великодушных людей? Увы. И сетовать на это бесполезно. Так же не много по-настоящему талантливых, по-настоящему мудрых. Их надо беречь. Ведь это дар Божий. Во всех мировых религиях можно найти образцы великодушного самопожертвования, служения людям. Вне зависимости от вероисповедания, этнической или расовой принадлежности распределяется меж людьми доброта, благородство, сострадание. Вспомним, как в трагические годы Великой Отечественной войны и после нее люди брали в семьи чужих потерянных детей, делились последним, ютились под одной крышей и не разделялись на своих и чужих. В этом чувствовались величие, единство и правота многонациональной страны. Величина страны и ее величавость определяли и широту души людей, ее населяющих. Может показаться, что великодушных людей тогда было больше, чем теперь, в более сытое и спокойное время. Но, наверное, процент великодушия остался прежним. Ведь по сути не важно, в огромной стране ты живешь или в едва заметной на карте, житель ты современного мегаполиса или средневековой деревеньки, мирный обыватель или воин, все равно можно найти примеры великодушия, которые заставляют людей становиться лучше.
Встретил великодушного человека – держись подле него, помогай ему, приобщайся. Можем ли мы о себе сказать: «Я человек великодушный»? Ответ у каждого свой. Но каких бы этических и религиозных взглядов мы ни придерживались, суть одна: «душа обязана трудиться» над собой. Можно по-чеховски выдавливать из себя по капле раба или по-толстовски стремиться быть вполне хорошим, можно изобрести собственную формулу нравственного и духовного восхождения. Главное – душою ввысь, любя, прощая, помогая.
Высказывания о величии души человеческой принадлежат разным временам, но суть у них одна.
- Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ. Аристофан.
- Великодушие — кротко переносить чужую погрешность. Демокрит.
- Великодушие - это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и окружающим. Франсуа де Ларошфуко.
- Великодушие довольно точно определено своим названием; кроме того, можно сказать, что оно – здравый смысл гордости и самый достойный путь к доброй славе. Франсуа де Ларошфуко.
- Великодушие - это не что иное, как сострадание благородного сердца. Никола Себастиан Шамфор.
- Победителю прилично великодушие. Александр Суворов.
- Без великодушных идей человечество жить не может. Федор Михайлович Достоевский.
Менеджер проекта «Современный русский» Тамара Скок