Здоровьесбережение на уроках РКИ в начальных классах

СОНА АББАСОВА
Учитель методист средней школы № 95 города Баку
В школе, в которой я работаю, третий год работает проект Министерства образования « Sağlam təhsil – sağlam millət» ( «Здоровое образование- здоровая нация»). Проект этот на сегодняшний день очень актуален.
К сожалению, многие факторы нашей жизни (особенно в городах) отрицательно влияют на здоровье детей. Дети младшего возраста мало времени проводят на свежем воздухе, мало двигаются, страдают ожирением. В их жизни компьютерные игры занимают все свободное время. Не все родители создают детям условия для занятия спортом. Эту миссию, создание условий для здоровьесбережения детей, берет на себя школа.
Что такое здоровьесберегающее обучение ? Как отмечают педагоги и психологи «здоровьесберегающее обучение требует от педагога специальных знаний, связанных со здоровьесберегающими образовательными технологиями, программами, методиками, способными воспитать у учащихся культуру здоровья, соответствующих личностных качеств, мотивацию на ведение здорового образа жизни»
В статье А.Сулеймановой «Влияние здоровьесберегающих образовательных технологий, применяемых в рамках проекта «Здоровое образование - здоровая нация» на повышение учебных достижений» автор дает подробный анализ влияния здоровьесберегающих технологий на учебные достижения учащихся и показывает достигнутые результаты. Классы, в которых реализуется вышеназванный проект, оснащены специальным оборудованием, очень удачно оформлены. Обучающиеся , находясь в этих классах, попадают в особую атмосферу тепла, света, цвета, что, безусловно, способствует сохранению и улучшению здоровья школьников младшего возраста и влияет на их учебные достижения.
Что может и должен сделать учитель русского языка как иностранного для здоровьесбережения учащихся младшего школьного возраста ? Думаю, что в классах этого проекта уроки становятся эффективнее, если учитель выбирает игровую форму обучения. В третьем классе начинается этап обучения грамоте. В этот период учащиеся приобретают первоначальные навыки правильного чтения и письма, совершенствуют элементарные навыки общения на русском языке. Если учесть, что на обучение РКИ в начальных классах отводится 1 час в неделю, то учебная программа может стать для обучающихся непосильной. И тут учителю на помощь приходит игра. Игра снимает нагрузку, делает изучаемый материал доступным, занимательным. Игра помогает усваивать знания, развивает навыки и совершенствует языковые умения.
Игра «Придумай движение». Читаю небольшое стихотворение, объясняю значение новых слов, словосочетаний, а потом предлагаю ученикам показать движения, которые делает утром бабочка (тема урока «Звук и буква Бб»). Сначала движения по ходу чтения показывает один ученик, а потом все учащиеся.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась,потянулась ,
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
В непринужденной обстановке дети заучивают стихотворение, играют, познают новое, выполняют движения, которые хорошо влияют на их самочувствие.
В классе на видном месте висят красочные плакаты «Письмо Мойдодыра детям» и «Что такое здоровые ?»
Плакат «Письмо Мойдодыра» имеет своей целью развивать гигиенические навыки у детей :
«Мои дорогие друзья !
Каждый твердо должен знать :
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой
И всегда дружить с водой
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомните – здоровье в магазине не купить !»
Эти плакаты, помогают учащимся усваивать элементарные правила гигиены.
Очень полезно для здоровья детей проводить «Минутки здоровья или физкультминутки». Как только я вижу, что дети устали, я предлагаю им сделать зарядку, а заодно вспомнить счет:
«Раз, два, три, четыре, пять !
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову подымем выше
И легко, свободно дышим.
Раз, два – выше голова !
Три, четыре – ноги, руки
Шире – шире !
Пять, шесть – на стул тихо сесть».
Проводя физкультминутки с рифмованным текстом, учитель вырабатывает у учащихся правильное произношение, пополняет активный словарный запас, повышает эффективность обучения, развивает познавательную активность детей, способствует сохранению здоровья детей, что , в свою очередь оказывает положительное влияние на учебные достижения обучающихся.
В целях сохранения здоровья каждого обучающегося полезно проводить гимнастику для пальцев, для глаз, рассказывать о режиме дня, объяснять, что режим дня – это один из наших помощников в сохранение здоровья, который приучает к аккуратности, укрепляет здоровье человека.
Элементы гимнастики для глаз , которые можно проводить на уроках.
1. Предлагаю детям быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считать до пяти.
2. Учащиеся стоят возле парты. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
3. Медленно переводить взгляд вверх – вниз, затем наоборот. Повторить 2-3 раза.
С элементами гимнастики для глаз полезно познакомить родителей учащихся, посоветовав им проводить ее с детьми дома.
На уроке также проводится гимнастика для пальчиков, которая сопровождается рифмовкой:
Мы писали, мы писали.
Наши пальчики устали.
А сейчас мы отдохнем
И опять писать начнем.
Упражнение способствуют развитию мелкой моторики детей.
Учителю необходимо проводить беседы с родителями о соблюдении оптимального режима дня для младших школьников, так как это создает предпосылки для их психофизического и личностного развития.
Хочу предложить в рамках проекта «Здоровое образование – здоровая нация» ввести занятия с учащимися на свежем воздухе (особенно весной). Эти занятия сформируют представление об окружающем мире; разовьют внимание, память мышление, речь; будут благотворно влиять на здоровье ребенка, его физическое развитие. Они будут полезны как для гиперактивных детей, так и нервных и застенчивых ребят. Занятие и игры на свежем воздухе («Самолет», «День-ночь», «Солнышко-дождик» и другие) будут способствовать укреплению здоровья детей, повысят сопротивляемость к простудам и инфекциям.
Для ребенка учение- это большой труд. Задача учителя создать все условия для успешного обучения , применять здоровьесберегающие образовательные технологии, методики которые сделают обучение интересным, будут способствовать сохранению здоровья обучающихся и положительно влиять на их учебные достижения, сформируют высокую познавательную активность.